Тамара Крюкова -Фант-Азия-


       <<Вернуться к списку интервью

"ТАКОЙ СКАЗКИ Я ЕЩЕ НЕ ЧИТАЛА!",
   или РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
РУССКИЙ ЯЗЫК, еженедельное приложение к газете "ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ" № 19 (139), май 1998 г.

   Я преподаю русский язык и литературу в пятых классах московской гимназии. Одна из проблем, с которой часто сталкиваются и коллеги-учителя, и родители в последнее время, - отсутствие у детей интереса к чтению. Обычно это объясняют научно- техническим прогрессом. У книги появилось много конкурентов: телевизор, видео, всевозможные компьютерные игры. Вероятно, в этом есть немалая доля истины, но скорее всего дети не хотят читать потому, что они не готовы к восприятию литературных произведений, считают чтение скучной обязанностью, навязываемой им взрослыми. Не оттого ли дети бегут от чтения, что им просто не встретилась книга, которая заинтересовала бы их настолько, чтобы ради нее они были готовы отказаться от другого времяпрепровождения?
   Не могу сказать, что мои ученики не любят читать, но каждый раз, готовясь к очередному занятию по внеклассному чтению, я сталкиваюсь с проблемой выбора книги. Какую книгу взять, чтобы учащиеся прочли ее не из-под палки, не ради отметки, а осознали, что чтение может быть таким же захватывающим, как, скажем, игра с компьютером?
   К сожалению, при кажущемся обилии детской литературы совсем не легко выбрать стоящую книгу, чтобы это был не просто набор приключений, а настоящее литературное произведение, мудрое и доброе, высокохудожественное и одновременно интересное современным детям.
   В одном из книжных магазинов я наткнулась на книгу Тамары Крюковой "Гордячка". Я никогда не даю детям книгу, прежде чем не прочту ее сама. Чтение с первых страниц настолько захватило меня, что пришлось по возможности отложить все дела, пока не дочитала "Гордячку" до конца. Я поняла, что такую книгу в моих классах с огромным интересом прочтут все ребята, даже те, кто не отличается особым стремлением к чтению. Мои предположения оправдались. Ребята буквально проглотили книгу без напоминаний и какого-либо давления с моей стороны. Телевизор и компьютер были отставлены в сторону ради чтения.
   Я попросила ребят написать дома отзыв на произведение. Особое внимание было обращено на то, чтобы дети научились не пересказывать содержание книги, а излагать свою точку зрения, нравственную позицию, вычитывать мудрость и мысли, заложенные в авторском тексте, эмоционально откликаться на прочитанное. Вот несколько цитат из ученических сочинений:
    "Мне очень понравилась эта сказка. Я прочитал ее за один день. Я не делал уроки вовремя, потому что не мог оторваться. Я проезжал остановки, потому что зачитывался. Я не садился есть, пока не дочитал главы" (Бирюков Иван).
    "Эта книга мне очень понравилась. Она поучает, но не явно, открыто, а в виде сказки. Я хочу прочитать еще другие книги Тамары Крюковой. Думаю, они понравятся и моим детям, когда они у меня будут" (Пащенко Ольга).
    "Я думаю, что эта книга просто необыкновенна и не хватит всех слов на свете, чтобы передать содержание этой книги" (Пащенко Татьяна).
    "Эта книга - одна из самых лучших. Крюкова написала книжку, интересную для людей любого возраста. Я уверен, что "Гордячка" была бы интересна малышу. Я знаю, что она очень понравилась моей учительнице, и мне она очень нравится" (Михайлов Костя).
   Любопытно, что существует много книг, которые с интересом читаются детьми, но не воспринимаются взрослыми. Люди как бы вырастают из книг, словно из тесной одежды. Однако настоящая детская литература одинаково интересна для людей любого возраста, и дело здесь не только в сюжете. Главная притягательность книги заключается в характерах героев, глубине мыслей, затрагиваемых проблемах. Автор "Гордячки" показывает пагубность гордыни, ее разрушающее воздействие на человека, при этом читателю предоставляется право самому прийти к выводам, без назойливости и подсказок. Обсуждение книги в классе затронуло и такой интересный, на мой взгляд, вопрос: одинаковы ли по значению слова гордость и гордыня, в чем принципиальная разница между этими понятиями? Мои пятиклашки с увлечением обсуждали эти далеко не простые вопросы, подкрепляя свои доводы примерами из книги!
   Вот еще пара выдержек из ученических работ:
    "Мне очень понравилась эта книжка, потому что в ней очень интересный сюжет и написано понятным для всех языком. Ее можно читать не отрываясь. Книга кончается, а сказка - никогда" (Козлова Мария).
    "Роман-сказка мне очень понравился. Простой и понятный язык. Ни в какой из глав не было скучно. Думаю, что если бы в нашей жизни было бы больше таких замечательных произведений, художественная культура стала бы вообще намного лучше. Замечательная сказка, такой я еще не читала!" (Чиповская Аня).
   
   Ребята отмечают, что книга написана простым, понятным языком, что ее легко читать, однако, на мой взгляд, парадокс заключается в том, что язык "Гордячки" вовсе не прост, а читается книга действительно с легкостью. Достаточно сложные лексика, синтаксис и пунктуация произведения не кажутся ребятам трудными, потому что книга написана с учетом детской психологии. Дети не пропускают даже описания природы, которые, что греха таить, порой просто пролистываются детьми. Богатый язык книги позволяет поработать над расширением словарного запаса детей. Поиск синонимов к "сложным" словам, перифраз отдельных предложений, анализ метафор и сравнительных оборотов, идиоматических выражений в тексте произведения - лишь часть заданий, предложенных для обсуждения на уроке.
   Работа над "Гордячкой" показала, что дети соскучились по добрым, мудрым сказкам, так же как и мы, взрослые, устали от порой агрессивных образцов западной поп-культуры. После "Гордячки" я без колебаний взяла для внеклассного чтения ее продолжение - "Заклятие гномов". Тем более что мои пятиклашки тоже очень хотели узнать о дальнейшей судьбе героев. А сейчас мы с нетерпением ждем третьей части - "Кубок чародея".
   Талантливо написанная книга, прочитанная в детстве, остается с человеком на всю жизнь, а почерпнутая из нее мудрость помогает в жизненных ситуациях самому найти правильное решение. Хочу посоветовать коллегам, которые тоже серьезно задумываются над тем, как увлечь детей чтением, обратить внимание на эти книги. Думаю, что, познакомившись с ними, они согласятся со мной, что мы присутствуем при рождении нового имени в современной детской литературе.

Л.ТИМИНА,
   преподаватель
   Московской лингвистической гимназии № 1530


   
   
   Автор письма только вскользь упоминает о лингвистических проблемах, которые были затронуты во время обсуждения книги. Но ведь это первый шаг к лингвистическому анализу текста! И, как нам кажется, стоит поговорить о том, что должен представлять собой лингвистический анализ в 5-6-х классах. Он должен быть ненавязчивым - чтобы не отбить охоту. Ярким и увлекательным - чтобы заинтересовать...
   Может быть, вы хотите поделиться опытом? Пишите, нам очень интересно узнать, как вы учите ребят видеть писательский талант, которым очаровывают нас авторы лучших детских книг.