Тамара Крюкова -Фант-Азия-


       <<Вернуться к списку материалов


Исторический лекбез


Года два назад в одной из газет был напечатан репортаж про вступительный экзамен по истории в каком-то платном вузе. Абитуриенты, как следовало из текста, демонстрировали полную неосведомленность в предмете. После тщетных попыток добиться хоть сколько-то внятных ответов экзаменатор задал вопрос на тройку: «Назовите имя первого президента России», — на что абитуриент неуверенно ответил: «Ленин?» В последние годы незнание отечественной истории, особенно среди молодых людей, стало притчей во языцех. Вспоминается миллион «блестящих» ответов и сочинений в стиле:. «Александр Блок пишет поэму «12», а Наполеон уже стоит под Москвой» или «на отмену крепостного права Григорий Белинский ответил гробовым молчанием». Необходимость досконального знания отечественной истории не так уже безусловна — и без него можно быть хорошим человеком. Только все крики об особенном русском патриотизме в свете этого факта звучат глупо, так как патриотизм без знания истории— это любовь к «тому, не знаю чему». Между тем отсутствие интереса к российской истории как к предмету вполне объяснимо, поскольку предмет действительно невыразимо скучен. В ней не было ни Д'Артаньяна, ни Айвенго, благородные и смелые герои не сражались за прекрасных дам, коварные придворные не убивали друг друга отравленными перчатками, а лесные разбойники в зеленых плащах не нападали на проезжих аббатов. То есть, может, все это происходило сплошь и рядом, но мы-то русскую историю знаем не из романов Дюма, а из скучных казенных учебников.

Жанр юношеского исторического романа никогда не был развит в России. Взять хотя бы новое сочинение небезызвестной и довольно хорошей писательницы Тамары Крюковой. Книжка с историческим уклоном «Призрак сети» рассказывает, как два современных мальчика попадают в эпоху Александра Невского и раскрывают преступный заговор. Какая же там тоска — в этой эпохе! Дремучий лес, капище с деревянными истуканами да агрессивный народ, готовый при намеке на опасность кинуться с вилами на кого ни попадя. Заговор — и тот какой-то малохольный. Некий боярин из приближенных Александра Невского вступил в предательскую переписку со шведами. В общем, интриги на копейку, зато пафоса на сто рублей: «Илья вдруг впервые с пронзительной отчетливостью понял, что такое Родина. Перед отчаянной отвагой храбрецов, отстаивающих свое Отечество...» — и т. д.

А уж как восхищается Крюкова Россией времен Александра Невского! Здесь с отрочества становятся героями, да и вообще мы впереди Европы всей, поскольку у них даже рыцари не все грамоте учены, а у нас с малолетства да на бересте... Может, Крюкова и права, может, и прекрасна была Русь времен Александра Невского, только погружаться в эту тему не хочется из-за страха оказаться в густом непролазном лесу бок о бок с медведями и народом, ничем, кроме грамотности, не примечательным. Нет уж, спасибо, лучше мы почитаем про отсталую Европу, где неграмотные рыцари освобождают Гроб Господень, сражаются с сарацинами и ищут царство пресвитера Иоанна.

А вот зато книгу Елены Чудиновой «Ларец» можно счесть почти новаторской для русской исторической прозы. После нее так и тянет покопаться в исторических книжках и выяснить, что из написанного правда, а что вымысел. Чего только Чудинова не наме-шала: и колдовство, и масонство, и таинственный орден, действующий на благо России, и языческий бог, приехавший в столицу, чтобы покупать души наивных молодых людей, и роковая тайна прошлого! Запутанный сюжет «Ларца» в двух словах не перескажешь. Дело происходит в конце XVIII века. Интрига завязывается, когда брат 12-летней Нелли Сабуровой сводит счеты с жизнью, проигравшись в карты, и семья в уплату долга отдает странному вельможе Бенедиктову ларец с фамильными драгоценностями. Только Нелли без ларца жить не может, поскольку, владея уникальным даром общения с камнями, Нелли только в них видит смысл жизни. Надев колечко или другую побрякушку, Нелли, словно цветное кино, видит историю жизни обладателя данного предмета. Обманув родителей, Нелли отправляется в столицу, чтобы выкрасть свое бесценное сокровище у Бенедиктова. Через некоторое время в эту детскую историю вмешивается отец Модест— священник, который впоследствии оказывается членом тайного братства потомков Рюриковичей, живущих общиной на Алтае.

Параллельно с изложением основного сюжета Чудинова через разных персонажей делится прелюбопытными соображениями по поводу некоторых моментов русской истории. Так что «Ларец» Чудиновой не просто приключенческая книжка. В начинке этого пирожка содержится много исторической, географической и этнографической информации. А также мораль, без которой уж никак не удается обойтись русским детским, писателям. Эта-то мораль, пожалуй, станет камнем преткновения для многих. На первый взгляд, книга проникнута духом православия. Слишком навязчивая пропаганда религии может многих от нее отвратить. Но вот беда, и православные тоже вряд ли книгу на ура примут: идеи Чудиновой и форма их изложения покажутся ортодоксам, мягко говоря, сомнительными. Книга уже сейчас сталкивается с критическим отношением чаще, нежели с благосклонным. А жаль. В кои-то веки русскую книгу про русскую историю читать увлекательно, в кои-то веки она будит любопытство, провоцирует на размышления и споры. И что самое важное, «Ларец» хоть в какой-то мере дает почувствовать, чем же так хороша и необычна русская земля, что за нее не жалко было на-шим предкам и на Неве, и на Куликовом, и на Бородинском полях головы складывать.

МАРИЯ ТЕРЕЩЕНКО