Тамара Крюкова -Фант-Азия-


       <<Вернуться к списку материалов


Интернет в Древней Руси
Как сочинять современные сказки для детей?


Рецепт совсем не прост. Немного от ужастика, немного старомодного романтического фантазерства а-ля братья Гримм, и конечно, немного реализма – ведь юные читатели не в вакууме живут. Им и про школу интересно, и про двор. А когда всё это вместе – получается детский роман. Как, например, книга Татьяны Левановой «Сквозняки».

По первости впечатления – это подражение «Алисе в стране чудес». Только вместо Алисы – московская девочка Маша, а страна чудес – это полная противоположность скучной и строгой домашней реальности. Тут и Магистр Великой Спирали и прибор бегимотор, на котором можно совершить необыкновенное путешествие, а главное – диковинная страна Сквозняков, оказывается, способная увлечь не на шутку. Это в обычной московской квартире, где родители зорко следят, как бы на дороге дитя не простудилось, сквозняки – всего лишь обычный и неприятный порыв ветра из окна. А в сказке совсем иное дело: у сказочных Сквозняков и свои традиции, свои городки и даже свои школы есть, так что и слово-то только с заглавной буквы написать можно – это ведь целый мир. «Волшебство затягивает» - такой слоган издательство ЭКСМО поставила.

Чехарда сменяющих друг друга приключений, правда, так стремительна, что к середине от них уже начинает рябить в глазах. Не хватает этой, в общем веселой и занимательной книжке иногда чувства меры. Но, в конце-концов, это ярко выраженная детская литература, так что не будем подходить к ней с нашими скучными взрослыми мерками.

А вот книга Тамары Крюковой «Призрак Сети» (издательство «Аквилегия-М») хотя и использует тот же беспроигрышный рецепт, но по-иному распределила в нём составляющие. Тут и призрак из древней истории, пугающий честного математика на ночной дороге, и вполне бытовые приключения мальчика, исключенного из школы за хулиганство, и фантастика – сама-то современная, а вот по стилю очень напоминающая подростковые фантастические повести шестидесятых, которым явно наследует. И моднейший в нынешней детской литературе мотив Интернета изящно соприкасается с допотопными призраками, пришедшими в книгу из древнерусской экзотики.

Семейное чтение – как ни парадоксально, дело индивидуальное. Поэтому рекомендовать эти книги взрослому читателю трудновато: могут, могут они вызвать и иронию своей наивностью, и насмешливость своей вторичностью. Но зачем судить так строго? В конце-концов, развлекательная литература хороша тем, что критерий её безусловен и никакой критики не боится: развлекает – значит, уже хорошо.

Дмитрий Леонидов