Тамара Крюкова -Фант-Азия-


       <<Вернуться к списку интервью

"Обсуждение с детьми книжной новинки."
Eжемесячный научно-методический журнал "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА", № 6, 2001 г.

   В последнее время на литературном горизонте появилось много новых писательских имен. Обсуждение книг молодого автора или первой книги писателя уже создает в классе игровую проблемную ситуацию. Ведь мы приглашаем детей стать первыми читателями этой книги, экспертами, критиками и на равных с учителем, тоже читающим впервые, высказать свое мнение о прочитанной книге. Подобные обсуждения всегда вызывают живой интерес детей, обогащают эмоциональное воздействие книги на читателя (как на ребенка, так и на взрослого). Особенно бурно проходят обсуждения произведений, затрагивающих современные проблемы, как, например, экологическая сказка "Дядюшка Ау" X. Мякеле в пересказе Э. Успенского или произведения, в центре которых характер современного ребенка.
   Чтобы книга была действительно интересна детям младшего школьного возраста и в то же время включала современные проблемы, идеально подходит жанр повести-сказки, родившейся на пересечении сказки и реальности. В этом жанре сейчас плодотворно работает Тамара Крюкова, молодая писательница, дебютировавшая в 1996 г. книгой "Сказки дремучего леса". В ней современные проблемы предстали в обобщенных образах сказок-басен, животном эпосе. Одновременно на материале славянских мифов, примет и суеверий она пишет сказочную повесть "Хрустальный ключ".
   В последние годы в детскую литературу пришел жанр "фэнтези". Тамара Крюкова ответила на эту моду целой фэнтезийной трилогией для детей: "Гордячка", "Заклятие гномов" и "Кубок чародея". Все эти книги имели огромный читательский успех. Они буквально заворожили читателей. Книги выходили в 1997-1999 годах, и читатели не могли дождаться продолжения истории Златы и ее сына, противостоящих коварству Ведуньи из Лисьей Норы. Однако, достигнув успеха, писательница устремляется в новый жанр. Чарующая метафорическая проза и условные герои уступают место прозрачно-ясному слогу и современному герою-ребенку в повестях-сказках "Алле-оп! или Тайна Черного ящика" и "Дом вверх дном". В издательских аннотациях возраст читателей был обозначен слишком широко: дошкольный и младший школьный. Все это рождало вопросы. Хотелось понаблюдать, как дети воспринимают новые явления в традиционном, идущем от А. Линдгрен, жанре.
   Успех фэнтезийных повестей был очевиден, поэтому для обсуждения с детьми была избрана повесть-сказка "Дом вверх дном" (М: Аквилегия, 1998).
   В школе № 179 Москвы учитель начальных классов С.И. Демьяненко в течение месяца читала второклассникам эту повесть-сказку объемом в 200 страниц. А в школе № 128 (учитель Т.В. Савельева) дети брали книгу домой, передавали ее друг другу (в наличии было всего два экземпляра), а учитель дочитывал последние главы в классе. (Работу можно проводить как на уроках внеклассного чтения, так и во внеурочное время). На заключительном занятии состоялись обсуждение, беседа по повести. Представляем читателям материал подлинных детских высказываний, без купюр и приглаживаний, и небольшой комментарий к нему (реплики детей в этой записи будут обозначаться Р.Д., а вопросы ведущего - В.В.).
   
В.В. Ребята, вы прочитали книгу молодого автора Тамары Крюковой. Нам очень интересно узнать ваше мнение. Понравилась ли вам книга или нет. Нам важно знать мнение первых читателей новой книги. Высказывайтесь, не стесняясь, не боясь.
   Р.Д. Понравилась! Очень понравилась! Смешная книга!
   
    Вопрос не праздный. Книга может и не понравиться детям, может показаться скучной и неинтересной. Часто в таких случаях книгу не дочитывают до конца. И это право читателя любого возраста - отвергнуть непонравившуюся книгу. Заметим, что взрослые часто пользуются своим правом, если книга не подошла по настроению, по времени, по стилю. (Так случилось, например, со сказкой Дмитрия Емца "Приключения домовят", предложенной для обсуждения в той же 179-й школе. Сказка была отвергнута с первых же страниц, еще на стадии слушания.)
   
В.В. Какое настроение было у вас при чтении этой книги?

   Р.Д. Эта книга очень веселая и очень смешная.
   
В.В. А какие эпизоды в повести были самые смешные, самые интересные?
    Р..Д. Мне понравилось, как она (девочка) пошла в ванную помочь бабушке и там с 6ельем положила в стирку грязные джинсы. Бабушка спрашивает: "Что это?" А девочка отвечает: "Половая тряпка". А это белье было.
   - Когда Агата принесла ужа бабушке, чтобы та развеселилась, а бабушка даже на стол прыгнула.
   Этот вопрос помогает восстановить в памяти содержание и воссоздать настроение, эмоциональное состояние детей, сопутствовавшее чтению. Эти воспоминания рождают смех и удовольствие от беседы. К тому же вспомнить эпизод и передать его смысл в двух словах - обобщающий труд для ученика, сжимающего целую главу в сюжетную ситуацию.
   
В.В. О-о-очень смешное место. (Единственно, что я могла пока себе позволить, - это только ироническую интонацию.)
   Р.Д. Мне понравилось, когда Агата делала автоматическую дверь. Сначала дверь дала в лоб бабушке, потом дедушке.
   - Мнe очень понравилось в начале повести, когда Агата пришла с продранными коленками.
   - А мне понравилась глава "Озоновая дыра". Агата захотела полить газон, но у нее ничего не вышло - воду выключили. А потом бабушка позвала ее в кафе есть мороженое. Она про все забыла. А когда она пришла, увидела, что произошел затоп.
   
В.В. Зачитай, пожалуйста, самое смешное место.
   Зачитывание также помогает воссоздать эмоциональную атмосферу произведения, настроиться на него, активизирует память. При обсуждении книг иного жанра просим иногда детей зачитать самый грустный, самый трагический, самый напряженный эпизод в книге.

   В.В. Если бы ты был художником этой книги, какие эпизоды ты бы проиллюстрировал?
   Р.Д Я бы нарисовала, когда Агата делала Свете прическу. Свете было больно, ей волосы выдирали.
   
В.В. Какой же этот эпизод был, смешной или грустный?
   Р.Д Смешной.
   Обратите внимание - детская оценка настроения повести не меняется. Но не будем считать детей жестокими. Они во власти художественного произведения. А характер героини сложный. Это современная девочка - хороший организатор, невероятно предприимчивая, озорная, деятельная и одновременно легкомысленная. Причем что идет от возраста, а что - от характера, мы пока не знаем. Мы еще не выявили авторского отношения к героине. Требовать, чтобы все этические акценты были сразу расставлены, не нужно,. Доверимся автору. А пока нащупываем главное в характере Агаты - ее желание сделать как лучше часто оборачивается противоположными результатами.
   
В.В. А удалось Агате сделать из Светы красавицу? (Нет.) А удалось ей спасти человечество от озоновой дыры?
   Р.Д Нет, надо было выключить кран.
   Как всегда, Агата навредила больше, чем помогла. Но дети пока дают бытовые комментарии к художественному образу. К пониманию противоречий такого характера (в психологии его называют инфантильным и свойствен он не только детям, но и взрослым) мы еще не подошли.
   
В.В. А менялось ли у вас настроение, когда вы слушали эту повесть?

   Р.Д Когда она хотела сделать автоматическую дверь, она открыла дверь, а бабушка упала Тогда немножко жалко было.
   - Мне было больше жалко бабушку, потому что ей все время доставалось.
   - Мне жалко стало Агату, когда Тришка ушел и она сидела одна.
   - Мне было жалко Агату, когда на нее ругались, когда она лавочку хотела покрасить.
   -Мне, с одной стороны, было жалко Агату, а с другой - смешно. Мне было жалко Агату, потому что ей из-за Тришки доставалось. Тришка говорил, что они хорошее дело делают - бабушке помогают стирать или дверь автоматическую, а на самом деле это было не очень хорошо.
   Вот мы и обнаружили сложное эмоциональное воздействие повести, вовсе не безудержно веселой, но богатой противоречивыми эмоциями грусти и веселья, заставляющими задуматься. Это перелом также и в понимании характера героини. Новый загадочный персонаж Плутыш Тришка, который появляется, когда Агате скучно, и как бы толкает ее в бок делать всяческие каверзы, - персонификация детских недостатков, отделенных в самостоятельный образ. Это позволяет ребенку взглянуть на себя со стороны, проанализировать свое поведение и в то же время не отвращает от книги. Родословная образа идет от Карлсона, но Тришка - вполне оригинальное авторское создание.
   
В.В. А кто же такой этот Тришка, расскажите.

   Р.Д Тришка походил на обезьянку, на маленького человечка и на свинку. (Настя еще не раз возвращалась к этому персонажу, настолько он ее взволновал и умилил. Мы уже обсуждали другие темы, а она все добавляла: "У него хвостик с кисточкой. У него еще лапки красивые".)
   
В.В. А давайте вспомним, как появляется Тришка, когда он приходит к Агате?

   Р.Д Он помогает веселиться.
   - Не веселиться, а потому что Агата тоже озорничала. Кто озорничает немножко, он приходит.
   - У каждого свой Тришка. Это семейное существо. Он во сне приходит.
   - Тришку автор придумал. Это озорные мысли.
   
В.В. А у взрослых может быть Тришка?

   Р.Д У взрослых тоже свой Тришка, только он дельный.
   - Взрослые должны быть строгими.
   - Нельзя оставлять у взрослых этого Тришку, а то они будут вести себя не как родители, а как дети.
   
В.В. Смотрите, ребята, сколько разных событий мы вспомнили. Везде Агата делает что-то из самых лучших побуждений. Это необыкновенно деятельная, напористая девочка. Иногда, правда, забывчивая и легкомысленная. Сложный характер, правда? А как же сама писательница относится к своей героине? Во всем поощряет? Осуждает? Или любит, с интересом следит за ее проделками?

   Р.Д С интересом следит.
   - Если она так себе ее представила, значит, наверное, ей нравится такой характер.
   
В.В. А давайте подумаем, какой же это характер? Встречали вы таких девочек, а может, и мальчики такие есть?

   Р.Д Красивая.
   - Веселая.
   - Озорная.
   - Очень хороший характер. Все из-за Тришки. Сама она не виновата.
   
В.В. А если бы Агата была учительницей, как бы она относилась к шалостям учеников?

   Р.Д Она бы их понимала, потому что она в детстве сама была такая. Она бы их всегда смешила, и они бы тоже смеялись. Она бы их в угол даже не ставила, если бы они кричали. Она бы им только сказала - и все.
   
В.В. А кто все-таки добрее - Тришка или Агата?

   Р.Д Агата добрее, Тришка все делает наоборот. Агате от Тришки достается. Тришка ей говорит, а бабушка ее ругает.
   - Агата тоже не очень умная. Что ей Тришка говорит, то она и делает. Агата должна сама думать своей головой, как себя вести.
   Детям трудно обвинять Агату во всех ее прегрешениях, потому что они сами еще не так далеко ушли от времени, когда тоже невзначай оказывались в чем-то виноваты. Вдобавок они хорошо чувствуют авторские добродушные интонации, так часто окрашенные юмором.
   Когда шалости Агаты уж очень вредят бабушке или изображаемым здесь взрослым, читатели осуждают Агату, но так же по-доброму, как и сам автор. Все дело, конечно, в авторской интонации повествования, в юмористической характеристике, то и дело направляемой автором в адрес Агаты. Дети чутко улавливают авторское сопереживание и прощающую ироническую критику.
   Не случайно следует и убеждение чутких читателей: "Если она (автор) так себе ее представила, значит, ей нравится такой характер!" Так себе представила - за этим стоит и читательское удовольствие от авторского юмористического и глубоко психологического стиля повествования.
   
   
   

Э.Ф.Сандалова, И.Л.Жукова,
    Дом детской книги, Москва