Тамара Крюкова -Фант-Азия-


       <<Вернуться к списку интервью

Рефлексия - способность управлять собой
    Школе нужен писатель. Советы психолога
"Учительская газета"

    Я работаю в школе психологом, и мне часто приходится иметь дело с детскими стрессами, тревогами и страхами, неумением оценить ситуацию и справиться с жизненными сложностями. Недавно мне посчастливилось познакомиться с детским писателем Тамарой Крюковой. Несмотря на то, что по образованию она не психолог, меня поразила ее компетентность в области детской психологии, умение понять мотивы поведения ребенка в разных ситуациях. Мы долго беседовали о детях и их проблемах. После нашего разговора мне захотелось познакомиться с творчеством Т.Крюковой. А когда прочитала ее книги `Гордячка`, `Заклятие гномов`, сказки, рассказы о подростках, окончательно попала под обаяние этого человека.
    Удивительный феномен ее творчества заключается в том, что в ее произведениях все идеально выверено с точки зрения психологии действия героев, сложные человеческие проблемы решаются на фоне захватывающего сюжета. Автор, однако, описывает не только поступки и высказывания литературных персонажей, но и все то, что стоит за ними: внутренний психологический план борьбы желаний, мотивов, противоречивый процесс принятия решений. Автор обращается к ребенку как к равному, без сюсюканья и заигрывания. Мораль книг не откровенно выражена в словах, но очевидна и понятна ребенку. Каковы бы ни были переплетения сюжета и отношения героев, общее настроение книг радостное, доброе и вдохновляющее. Они явно несут в себе позитивную мотивацию к творчеству. После чтения романов-сказок `Гордячка` и `Заклятие гномов` одни ребята сами, по собственной инициативе написали сочинения- отзывы на них, другие принесли мне сказки собственного сочинения с просьбой передать их писателю.
    Особую радость детям доставили встречи с ней. Тамара Крюкова выступала в нашем лицее три раза. Тамара удивительно тонко чувствует аудиторию, своим артистизмом, остроумием, умением установить партнерские отношения, что само по себе неожиданно для ребят, располагает к себе и детей, и взрослых. Творческая личность вносит новую струю в рутину школьной жизни, зажигает ребят, помогает им по-новому взглянуть на нас, взрослых.
    После первого выступления ученики не один день обсуждали услышанное. К другим встречам они уже специально готовились. Кто-то принес почитать свои стихи, рассказы. Но главное, захотелось обратиться к книгам автора.
    Как психолог, уверена, что книги Тамары Крюковой в состоянии реально помочь подросткам в решении их проблем. По опыту знаю, что в этом возрасте любая проблема кажется мучительной и трудноразрешимой. Дети, так же, как и мы, взрослые, испытывают тревогу, страх, неуверенность в себе, страдают различными комплексами, но в отличие от нас они не всегда умеют выразить словами свои эмоции и чувства.
    Описывая чувства и переживания персонажей, различные ситуации - трагические и конфликтные, комичные и нелепые, в которые попадают герои произведений, писатель художественными средствами создает психологическую модель конкретной ситуации. Ребенок вместе с героями книги переживает ее, как осознанно, так и подсознательно ищет и вместе с автором находит выход. Оказавшись в психологически аналогичном положении, он знает, как поступить. Понимает, что он не одинок, что и другие сталкиваются с подобными трудностями.
    Сложный с точки зрения психологии процесс вербализации переживаний человека представлен в книгах Тамары Крюковой психологически грамотно, в них присутствуют описания тончайших оттенков эмоций и чувств человека. Ни телевидение, ни тем более компьютер не дают возможности обрести словесный материал, язык, с помощью которого ребенок может рассказать о том, что его тревожит и волнует. Таким образом, у него развивается рефлексия, то есть осознание того, что с ним происходит, формируется способность контролировать свои поступки, управлять собой.
    :Ко мне обратилась девочка, у которой не складывались отношения с одноклассниками. Я дала ей прочитать рассказы писательницы `Единожды солгавший` и `Дружба`. Затем мы вместе обсудили их, проанализировали конкретные `книжные` ситуации и сопоставили их с реальной жизнью класса. Выводы ученица сделала сама.
    Работы Т.Крюковой позволяют взять нам, выражаясь словами И.Павлова, `заем у детства`, это своеобразная терапия для взрослых. Они дают нам возможность пережить `резервное психическое состояние`, через воспоминания своего детства лучше понять современных детей, создают положительный эмоциональный фон. Не скрою, в школе, где я работаю, многие учителя поначалу скептически отнеслись к этим книгам. Однако, прочитав хотя бы одну, поменяли свое отношение, а младшие классы взяли `Гордячку` и `Заклятие гномов` как книги для внеклассного чтения.
    Я рассказала о встрече с одним писателем, но школа ждет и других творческих людей: художников, поэтов, композиторов: В наше непростое время все лучшие представители творческой интеллигенции могут и должны помочь детям.
   

Людмила МАШ,
   
психолог лицея № 4 г.Химки