Тамара Крюкова -Фант-Азия-


       <<Вернуться к списку интервью

"Гениальные ловушки Тамары Крюковой"
"Остров: Журнал для ребят и взрослых". М., 2004. - № 20 (декабрь).
Анна Харитонова

   Герой фантастико-приключенческой дилогии известной детской писательницы Тамары Крюковой, мальчик Артем, неожиданно для себя и вопреки своей воли оказался в виртуальном мире компьютерной игры.
   Идея приключений в виртуальном мире, конечно, не нова - многие писатели сегодня активно используют компьютерную тематику в своих произведениях. Но у Тамары Крюковой это всего лишь прием, позволяющий увлекательно рассказать о серьезных вещах, раскрыть характеры героев.
   Писательнице и в самом деле удалось развернуть сюжет, не похожий на другие, встречающиеся в компьютерной фантастике. В повестях присутствует все необходимое, чтобы удержать внимание читателя: яркая фантазия, острые приключенческие повороты, образный, живой язык. Особенно мне понравилось, как выстроены отношения между главными героями - надо сказать, очень непростые, конфликтные.
   "Ловушка для героя" начинается интригующе и загадочно: мальчик Артем, бродя по улицам, случайно зашел в заброшенный дом, в котором находилась довольно странная компьютерная фирма. Там его встретили очень радушно и вдруг ни с того ни с сего подарили новейший компьютер и диск с игрой. Почему? С какой стати? Герой на радостях даже не задумался над этими вопросами. Как выяснилось позже - на свою беду. А когда нешуточные (даже трагические) обстоятельства заставили задуматься - было поздно, фирма загадочным образом исчезла.
   Оказавшись в игре, мальчик встречает в виртуальном мире своего лучшего друга Дениса и сводную сестру Вику. Дело в том, что в реале у мальчика сложились очень сложные отношения с Викой - он дико ревнует отца к мачехе и ее дочери (между прочим, очень хорошим людям), он грубит им, всячески издевается над Викой. А тут еще лучший друг Денис влюбился в эту девочку. Артема охватывает ненависть, он убежден, что Денис предатель, что с Викой они вступили в сговор против Артема. Он считает их своими злейшими врагами и не желает слышать ничего, кроме своей ненависти. И вот в виртуальном мире Денис и Вика олицетворяют собой отрицательных героев, с которыми Артему-игроку необходимо сразиться и уничтожить их. Таковы правила игры. Но кто же знал, что, убивая человека в игре, ты совершаешь убийство в реальной жизни! Это самые драматичные сцены, эмоционально густые.
   Книги Т.Крюковой насыщены огромным количеством интересных идей. Меня очень сильно заинтриговала фантастическая посылка повестей: компьютерная игра (поначалу вполне безобидная) постепенно начинает влиять на реальную жизнь, подчинять себе, подминать под себя. Артем оказывается в ловушке: по правилам, если он не уничтожит Вику в игре (а значит, она погибнет и в реале), то неминуемо погибнет сам. Артему предстоит сделать очень непростой выбор. Вот на этой проблеме морального выбора и держится философия книг Т.Крюковой.
   В процессе чтения меня не покидало ощущение того, что Артем, оказываясь в игре, попадает в мир своих тайных фантазий, решений, мыслей. Стоит ему о чем-то подумать в нашем мире, а в игре эта незаконченная мысль воплощалась во всей полноте, становилась осязаемой, вплоть до обретения собственного лица. Наверняка не такого, как представлял себе Артем... Хотя...
   "Ловушку для героя" и "Гений поневоле" я прочитала на одном дыхании, запоем. Даже если и встречались скучноватые моменты, я их не замечала, мчась по волнам захватывающих приключений и психологических страстей.
   Лично для меня эти две книги определили мой читательский выбор: однозначно, Тамара Крюкова сегодня одна из самых неожиданных и интересных писателей, пишущих для детей и подростков.
    Декабрь 2004 г.