Тамара Крюкова -Фант-Азия-

       <<Вернуться к списку материалов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 гимназия №26

 

 

Городская программа по правам человека

 «Учимся жить вместе»

 

«Лишь чистой совестью хранима

 живое чудо – Доброта»

(по произведению Т. Крюковой «Ведьма»)

(конкурс методических разработок)

 

 

 

Представила:

Калинина Зинаида Алексеевна,

учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 8А класса

 

 

 

 

 

 

Томск 2012

 

 

Лишь чистой совестью хранима живое чудо – Доброта

(по произведению Т. Крюковой «Ведьма»)

Цели и задачи открытого занятия:

*       На примерах поведения героях произведения продолжить воспитание у обучающихся толерантного мышления, активной жизненной позиции, повышение правового сознания, уважительного отношения к окружающим людям;

*       Довести до сознания детей, что каждый человек от рождения наделен личными неотъемлемыми правами;

*       Формировать навыки интерактивного общения, основанного на принципах толерантности;

*       Обобщить знания учеников о личных правах человека, о правах ребенка, записанных в Декларации и Конвенции о правах ребенка.

Форма проведения: круглый стол.

Возраст: 7-8 кл.

Оборудование: Видеокамера, проектор, экран, электронная презентация, кадры из фильма В. Железникова «Чучело».

Человеком  мало родиться, им еще надо стать!

Э. Асадов

Слово учителя:

Проблема сохранения души в современных условиях занимает особое место в творчестве писателей, особенно если она касается подростка, система ценностей которого еще только формируются.  Сложно определить, к каким выводам придет подросток, пройдя нравственные испытания.

Отношения подростков. Они бывают не простыми. Ведь у вступивших в жизнь идет самоутверждение. Утверждение в этой не простой жизни, когда и взрослый-то порой не может разобраться в человеческих отношениях. Не знает, как себя проявить, как поступить в определенном вопросе. У каждого человека есть свои ценности, свой взгляд на жизнь и свое мнение. Тамара Крюкова в своем произведении «Ведьма» о многом заставляет нас задуматься, много вспомнить. Вспомнить, всегда ли мы бываем справедливы к своим сверстникам, что такое любовь к ближнему, к тому, кто рядом с тобой, всегда ли ты бываешь прав. Что же главное в человеческих отношениях?  Как их построить? И мне вспоминаются слова: «Всё начинается с любви.  С любви к самому себе. С любви к ближнему. С любви к живущему рядом. Все начинается с человека. Нельзя вдруг стать добрым или злым.  Такими делают нас наши действия и поступки, наше отношение к миру, к окружающим нас людям.».

Большое начинается с малого. Жизнь постоянно заставляет человека делать выбор. А мы порой не замечаем, КАК делаем ВЫБОР. Можно стерпеть, когда в твоем присутствии обижают одноклассницу , можно спрятаться за чужую спину, прочитать письмо, не тебе адресованное. Позволяя себе маленькую ложь, предательство, грубость, малодушие, мы идем на сделку со своей совестью, разрушаем свою душу. Порой, не понимая этого.

Обсуждение повести: 

1.    Зачитать первый абзац и ответить на вопрос: Каким настроением проникнуты строки? Почему должны быть новые открытия? (Новые встречи, новое общение – царство каникул; происходит познание самого себя, тайн человеческого общения).

Ребенок имеет право на отдых и досуг.

 

2.    День заезда лагеря. Что настораживает в описании девочек? Как оказались девочки в лагере? (Людка ездит сюда 3-й год: «Любит потусоваться », а Тоне тетка купила путевку: «Мать очень болеет Некуда деться девочке, не с кем остаться. И никто не подумал и не вспомнил, что девочке нельзя быть здесь.»)

Ребенок имеет право Спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином, как мама и папа.

 

3.    Каковы жизненные принципы Люды и Тони? (Людка уже умеет брать от жизни все. А вот Тоня несмелая, старается никому не попасться на глаза. Привыкла к ругани матери, смирилась, что никто не любит и живет, стараясь казаться незаметной).

Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для полноценного физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

 

4.    Что значат выражения: «Душа отзывалась», «Красота – большое испытание. Искушений много», «Чужая душа - потемки».

Ребенок не обязан быть «как все».

 

 

5.    В чем выражается слабодушие и двуличие Егора по отношению к Тоне?

 Ребенок имеет право на свое  собственное мнение.

6.    Что заставляет Тоню прочитать дневник Людки? (безысходность, тоска, одиночество, желание понять Людку: «Господи, помоги мне полюбить ее. Помоги принять ее сердцем. С ее первобытной бесхитростностью ей не приходило в голову, что читать чужие дневники нехорошо – дневники же знаменитых людей публиковались… »)

     Разразился скандал…

Никого нельзя наказывать без суда.

 

7.    Какие чувства вызывает сцена избиения девочки? (Сцена страшна своей жестокостью. Страшно и то, что Тоня побои воспринимает как должное, как обычное.  Не пытается сопротивляться.)

Ребенок имеет право на защиту от всех форм дискриминации и наказания.

 

8.    А где же взрослые? Где воспитатель, у которого нет имени, а лишь кличка Нафталин и усеченное отчество Палыч?

 

Из сочинений, 7А класс, Белянская Алина:

«Нафталин Палыч. Это безликое прозвище в произведении «Ведьма» дали дети своему вожатому.даже не прозвище – кличку. Дети не уважали и не боялись его, они были также равнодушны к нему, как и он к ним. А за что было уважать этого безликого человека?

Пускай в мире есть Зло, ему всегда найдётся противовес – Добро. А что можно противопоставить равнодушию? Что делать с равнодушными людьми, с позволения которых творится это зло? Ведь на их глазах будут унижать, обирать, избивать и убивать невинных, а они будут лишь смотреть, имея власть прекратить насилие. Таким был и Нафталин Палыч. Ему не было дела до других, пока их дела не задевали его интересы. На его глазах избили Тоню, а онне желая проблем с начальством, буквально велел ей заткнуться и сидеть тихо».

Нельзя  учить и поддерживать дисциплину жестокостью и унижением.

9.    Какими чертами наделила писательница маленькую «хищницу» по имени Людка?

(Сама назвалась Людкой; К людям пренебрежительна; Уничижительное отношение к подругам («управлять другими - забава»); Властная («садистское удовольствие»); («Ума больше, чем души»)

Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребенка.

 

10.                        Почему не защищается, не борется за свои права Антонина?

(«Кто ты такая?» - задает вопрос героиня.  И сама отвечает словами матери: «Ты – рожденная в грехе, лживая, ревнивая тварь, сволочь, нелюдь, уродина…»)

Ребенок имеет право: на любовь и заботу. Любить своих детей и заботиться о соблюдении прав ребенка, прежде всего, обязаны родители.

 

11.                        Кто повинен в смерти Тони? Только ли Людка? Почему все боялись разоблачения и наказания? (Каждый думал о том, что Тоня поняла их не совсем добрые мысли.)

Впервые в жизни всем предстоит держать ответ перед совестью за свои действия и поступки.

Главное право каждого человека – право на жизнь, и маленький человек - ребенок – тоже имеет право жить.

 

12.                        Какие, на ваш взгляд, права были нарушены в данной истории?

На наш взгляд, были нарушены основные права ребенка.

Основные права ребенка: право на жизнь, право на любовь и заботу взрослых; право на свободу и личную неприкосновенность.

 

Из Всеобщей декларации прав человека:

·     Все люди рождаются свободными и равными.

·     Все имеют одинаковое достоинство и права.

·     Все наделены разумом и должны относиться друг к другу, как братья и сестры.

 

 

 

Из сочинений:

 

    В произведениях «Ведьма» и «Чучело» очень хорошо описаны сцены предательств друзей главных героинь: Егора и Димы Сомова. Они, может, не специально, но жестоко мучили Тоню и Лену.  Димка и Егор очень похожи на мальчика из другого литературного произведения «Каштанка», который давал собаке кусочек мяса на ниточке, а потом выдёргивал у Каштанки из желудка. Зная, что очень небезразличны девочкам, они продолжают изводить их своими мелкими предательствами, дружбой и обещаниями наедине и унижениями, травлей на людях. Предательство, а потом обещания, и снова предательства, и опять обещания, которые никто не выполнит. А девочки, ведомые своими нежными чувствами к ним, как и Каштанка, продолжают верить в них. Димка Сомов и Егор слабые, они хотят «быть в коллективе», но и одновременно их тянет к девочкам, к изгоям общества. И в том, и в другом произведении они стремятся стать хорошими для всех, постоянно выбирают между сердцем, которое требует встать на защиту девочек, и умом, который говорит о том, что чтобы добиться хорошего положения, нужно наступить на глотку совести и справедливости. Справедливость всё же восторжествовала: Димка и Егор раскаялись в своей слабости, только в произведении «Чучело» городу пришлось заплатить отъездом замечательных людей: Лены и её дедушки, а в «Ведьме» смертью Антонины.

    Мне очень похожими показались две фразы в произведениях «Чучело» и «Безумная Евдокия». Настолько похожими, что изначально показались одной цельной. Это слова дедушки Лены, когда он говорил о Железной Кнопке: «…Зачем зря мучить людей, зачем над ними издеваться и выворачивать и без того слабые их души наизнанку, если они даже виноваты. Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Надо быть милосердым» И слова Нади(Олиной мамы): «Людей надо щадить» («Безумная Евдокия»). Разве щадили Железная Кнопка(«Чучело») и Людка(«Ведьма») кого-нибудь? Нет, для них не было такого слова, как «жалость». Они были беспощадны ко всем: к одноклассникам, к друзьям, к родственникам, Железная Кнопка даже к себе.

    Совершенно разные образы воспитателей даны в этих произведениях («Ведьма» и «Чучело»), но проблема поставлена одна – равнодушие педагога.

    Пускай в мире есть Зло, ему всегда найдётся противовес – Добро. А что можно противопоставить равнодушию? Что делать с равнодушными людьми, с позволения которых творится это зло? Ведь на их глазах будут унижать, обирать, избивать и убивать невинных, а они будут лишь смотреть, имея власть прекратить насилие. Таким был и Нафталин Палыч. Ему не было дела до других, пока их дела не задевали его интересы. На его глазах избили Тоню, а он не желая проблем с начальством, буквально велел ей заткнуться и сидеть тихо.

    Маргарита Ивановна. Маргарита Ивановна была классным руководителем класса, в котором училась Лена Бессольцева. Она видела, что в классе назрел конфликт, но была настолько поглощена своим счастьем, что забыла о девочке, которая так надеялась на её защиту. Я не могу ни в чём обвинить Маргариту Ивановну: она молода, неопытна, и ещё не знает, что учитель отдаёт ученикам, а не себе. Последние строки произведения, в которых  она вместо того, чтобы проводить мужа, остаётся провожать семью Бессольцевых, перед которой чувствует себя виноватой, убеждают меня в том, что эта женщина станет настоящим учителем. Нет, равнодушные люди не нужны нигде, но особенно в воспитательной. И я горжусь учителями своей школы. Неравнодушными. Иногда крикливыми, жёсткими и пристрастными. Но намного чаще добрыми, строгими и заботливыми. Я горжусь этими людьми, которые вытягивают, выхаживают и лелеют в наших неоформившихся душах всё самое светлое и человеческое: доброту, знания, ответственность. Наши учителя растят из нас людей, которые могли бы «принять весь мир в свои владенья» и удержать в ладонях, сделав его лучше. (Белянская Алина, 7А класс)

Из сочинений:

 

Литература о жизни сверстников всегда интересна и поучительна. Существует особая серия книг «Только для девчонок». Года два назад я с большим удовольствием читала повести из этой серии. В них рассказывается о жизни наших ровесников, об их взаимоотношениях с одноклассниками, учителями и родителями. Не всегда общение главных героинь с другими персонажами происходит гладко, но все конфликты в прочитанных мною книгах были разрешены.  Недавно я прочитала повесть Тамары Крюковой «Ведьма». В этом произведении тоже рассказывается история из жизни подростков, но я не могу поставить её в один ряд с ранее прочитанными книгами. Повесть Тамары Крюковой произвела на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны, в ней затронуты очень важные темы. Например, темы люби и дружбы, доминирования одного человека над другим, рабской привязанностью некоторых девочек к своему лидеру. В центре повествования – очень сложный и, как потом оказывается, неразрешимый конфликт двух героинь – Людки и «Тони-тихони». Эти две девушки олицетворяют собой два противоположных мира: земного, подлого, грязного, вульгарного, страшного мира Людки (даже коробит, когда она сама себя называет этим грубым именем!..)  и какого-то «неземного», «нездешнего» мира Тони – человека, верящего в добро, любовь, бескорыстную дружбу. За свою жизнь Тоне многое пришлось пережить, и самое страшное из всего пережитого, на мой взгляд, - проклятие собственной матери. Но даже это чудовищное обстоятельство не озлобило её и не ожесточило. Даже её последним желанием было, «чтобы люди любили друг друга». Образ Людки может вызвать только отрицательные эмоции. Эта героиня ни перед чем не остановится, чтобы добиться своей цели. Даже зная, что Тоня больна, она продолжает над ней издеваться. Всех окружающих она лишь использовала в своих корыстных целях. Финал повести трагичен, он не может оставить равнодушным никого.

Я прочитала её как страшную историю, заставляющую задуматься над своим поведением, отношением к окружающим; над тем, как хрупка и тонка граница  между  добром и злом; над необратимыми последствиями некоторых наших поступков. (Степанова Александра 8А класс)

Заключение(слово учителя):

Автор повести «Ведьма» сказала так: «Каждый из нас рождается с некоей миссией. Каждый из нас может сделать для этого мира что-то хорошее. Наверное, моя миссия – помочь детям стать строителями. Разрушать легче, строить – тяжелее. Но в результате добро все равно вознаграждается. Потому что у человека доброго, порядочного, честного будут такие же искренние и преданные друзья».

У меня от хамства нет защиты.

И на этот раз оно сильней.

Звонкие хрусталики разбиты -

Позывные доброты моей.

     Только слышно, как в душе играет

     На старинной скрипочке печаль. 

     И слова для мести выбирает,   

     Что забыты были невзначай.

У меня от хамства нет защиты.

Беззащитность - за какой же  грех?

И опять в волнах моей обиды

Захлебнулся смех.

     Ну, а хамство руки потирает.    

     Всё ему пока что сходит с рук.

     Сколько мир от этого теряет?

     Только нам сплотиться недосуг?

У меня от хамства нет защиты.

Как обидно, что в душе моей

Звонкие хрусталики разбиты. 

А ведь я берёг их для людей.

                                                  А.Дементьев

 

 

 

 

 

 

Какими бы сложными были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности.

    Нужно всегда думать о том, «как слово наше отзовётся », что последует за твоим поступком, не принесёт ли он страданий другому.

 

 

Подумайте над этими «мудрыми» словами:

 

Испорченные люди - это те, у которых нет любви.  ( Б. Шоу)

 

Правда - это значит победа совести в человеке. (М.Пришвин)

 

 ...Я хочу вам хорошего, люди, пожелайте хорошего мне.

                                                                               (Е.Евтушенко)

 

Самое горькое на свете состояние - одиночество. 

                                                                                (А.Дементьев)

 

Лучший способ сохранить друзей - не предавать их.

                                                                                     (У.Мизнер)

 

Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться.  (И.Гёте)

 

Сложно только не забыть в драке вечной,

Как бы в сердце сохранить Человечность.            (А.Суворов)

 

 

Литература:

1.    Журнал «Крылья» №12, 2006 г.

2.    Научно-методический журнал. Издательская группа «Основа»

«Всё для учителя» 2011 г.

3.    Конвенция о правах ребенка // Школьная библиотека – 2000 г., №5