Тамара Крюкова -Фант-Азия-

       <<Вернуться к списку материалов

Кинокомпания "Ракурс" завершила съёмочный период фильма для подростков "Тихая" ("Ведьма")

http://radio-dialog.ru/content/articles/index.php?ELEMENT_ID=5587


Картина будет сочетать в себе два жанра – мистический триллер и психологическую драму. Фильм снимается по повести Тамары Крюковой «Ведьма».

Что бы ни писали в рекламных брошюрах о детских лагерях, нельзя быть полностью уверенным в том, что там происходит на самом деле. Будь готов! Ты оторван от дома, от родителей, от привычной среды. Ты – один.

Тоня – тихая, замкнутая и доверчивая девочка становится соседкой Людки – яркой, сильной и расчетливой девицы. Они влюбляются в одного мальчика. Кажется, что у робкой Тони нет никаких шансов против сексуальной Людки, но вдруг выясняется, что Тоня обладает сверхъестественными способностями, которые не может контролировать. Нелюдимый затравленный подросток, не понимающий природу своей страшной силы. Окружающие считают её самой настоящей ведьмой. Не подозревая, что на самом деле ведьма не она, а совсем другая девочка.

Для кого-то эти каникулы станут последними, а те, кто смогут выжить – никогда уже не станут прежними…

Мистический триллер и воспитательная драма о летних каникулах шестнадцатилетних.

`Тамара Крюкова. Съемка фильма `Тихая`



Студия - производитель: Студия «Ракурс» при государственной финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации

Автор сценария: Евгений Керов (по повести Тамары Крюковой «Ведьма»)

Режиссёр: Дмитрий Фёдоров («КостяНика. Время лета», «Ангел»)

Оператор: Иван Гудков («Питер FM», «Плюс один», «КостяНика. Время лета»)

Композитор: Андрей Дойников («КостяНика. Время лета»)

Продюсер: Виталий Сидоренко

В ролях: Мария Баева, Анатолий Горячев, Дарья Екамасова, Петр Коврижных, Софи Шуткина, Ольга Сырцова, Всеволод Николаев, Полина Шашуро, Максим Максимов



Натура

Все съёмки проходили на Иссык-Куле (Киргизия).

Иссык-Куль - самое большое озеро в Киргизии, бессточное, входит в 25 крупнейших по площади озёр мира и на 7 месте в списке самых глубоких озёр. Расположено в северо-восточной части республики, между хребтами Северного Тянь-Шаня: Кунгей Ала-Тоо и Терскей Ала-Тоо на высоте 1609 м над уровнем моря.



Виталий Сидоренко, продюсер: «Одной из главных проблем на стадии подготовки к съёмкам для нас была найти подходящую натуру. Режиссёр и оператор предлагали снимать в Ялте, но я был против. Да, там красиво, да, удобно. Но - снимать мистический триллер в тех местах, где нет ни одного кустика, ни одного деревца, ни одного камушка, где бы не ступала нога кинематографиста, где всё узнаваемо?! Для режиссёра было шоком, когда я ему предложил Иссык-Куль. Он сказал: «Какая Киргизия? Что вы, опомнитесь!!» Я говорю: «Давай мы поедем, посмотрим, и ты увидишь».

Дело в том, что я эти места знаю наизусть. Я 15 лет работал в Госкино, в том, ещё советском, и как раз курировал эту область. Почти каждый месяц вылетал туда в командировки на съёмки. Спасать, контролировать. Поэтому эти места мне прекрасно известны. Эти терракотовые долины, эти необыкновенные совершенно водопады, вписанные в эти горы молодёжные лагеря. Нет другого места, где бы мы могли это найти. Я убеждал режиссёра, что даже актёры у него будут играть по-другому, потому что они окажутся вот в этом совершенно необычном мире. И в итоге он со мной согласился».



Сюжет, жанр

Дмитрий Фёдоров, режиссёр: «Всегда интересно ставить себе какие-то новые задачи. Здесь довольно сложная будет история, потому что это некая межжанровая затея. То есть, это сочетание двух жанров. С одной стороны это такой традиционный мистический триллер, а другой момент – это социальная драма. Сразу напрашивается «Чучело» Ролана Быкова по повести Владимира Железникова. И явно светит там «Кэрри» Брайна Де Пальма. 1978 года фильм, такой культовый считался. По роману Стивена Кинга.

У нас межжанровая история, и я всячески буду это поддерживать стилистически. Куски драматические играются в стиле социальной драмы, натурализм. Но при этом мы выходим на стиль традиционно зрелищного кино. И это будет поддерживаться в музыке, в монтаже, даже в способе актёрского существования. Это, конечно, сложно – переходить из жанра в жанр, чтобы ничего не рассыпалось. Но тем это и интересней! И это расширяет аудиторию. Кому-то интересно посмотреть жанровую историю, ну да, триллер, ужастик, а кто-то хочет что-то более психологически сложное, эмоционально-наполненное.

Сценарий, в общем-то, всем нравился, но находились и критики, которые упрекали нас в том, что жанр не чисто выполнен. Что это вроде и не совсем триллер. У Стивена Кинга в «Кэрри», например, героиня в конце всех покрошила. По Кингу так и должно быть. А мы делаем наоборот – она жертвует собой ради всех.

И мне кажется в этом как раз наше отличие от тех фильмов, которые я упоминал. Мы имеем их в виду, но делаем переворот.

И социальная драма тоже не совсем выдержана. Потому что вроде как про любовь, но не совсем про любовь, тут есть какие-то философские вещи. Хотя, конечно, да, тут есть первая любовь, первое чувство, первое эротическое влечение. Это очень важно и является двигателем, но движет при этом какие-то более глубокие вещи».



Актёры

Виталий Сидоренко, продюсер: «Наши герои – 16-летние молодые люди.

Мы их, естественно, начали искать среди студентов первых курсов театральных и кинематографических вузов. Персонажей-то вроде немного. Но все они всё равно по сути дела главные. Каждый тянет за собой целую историю, целую сюжетную линию. Симпатичный мальчишка, в которого влюбляются все девчонки. А на самом деле он пирог ни с чем, он по сути дела предатель, несостоявшийся человек, и он это понимает. И слава Богу, что он к этому приходит! Вот эта Людка наша, такая разбитная. Опасность была очень большая сделать такую пошлую современную циничную девицу. Но ведь хотелось, чтобы каждый персонаж был наполнен жизнью, и не просто – это чёрная краска, это белая. Нет такого в жизни, всё перемешено. Мы делали много проб. Важно было, чтобы за этими молодыми актёрами, которые к нам приходили, была жизнь, была история и понимание этой жизни.

Остановились мы на двух студентах первого курса ВГИКа (мастерская Владимира Грамматикова) – это Софи Шуткина (Людка) и Пётр Коврижных (Егор).

Громадная проблема была с выбором главной героини. Но когда мы посмотрели Марию Баеву, мнение у нас было единодушное. По какой-то тонкости, по харизме своей, по профессиональному уровню, мне кажется, она должна справиться с этой ролью. Конечно, многое зависит и от режиссёра, и от оператора, как они её покажут. Но на мой взгляд, это удачная находка.

У нас, по сути, единственная взрослая роль – это воспитатель Палыч. Единодушно, с ходу был утверждён актёр «Мастерской Петра Фоменко» Анатолий Горячев. Очень хороший актёр, тонкий, пластичный».

Дмитрий Фёдоров, режиссёр: «Интересная подобралась команда. Наши герои - семь молодых ребят, школьники, выпускной класс, последнее лето детства, в следующем году им поступать в институты, уходить в армию и так далее. Конечно, взять реально 15-16-летних было очень сложно, потому что они всё-таки ещё не так хорошо владеют профессией. Одного можно взять, ну двух. Но семь человек очень сложно. Мой выбор, как и в «КостеНике», пал на первокурсников, девочки даже ещё постарше могут быть. И я уже понимал, что мы будем смотреть первый-второй курс. Третий курс уже мужики, всё. Так, в принципе, оно почти и получилось. У нас Людка и Егор – это первый курс ВГИКа. Главная героиня - Маша Баева, которая уже, в общем, взрослая, опытная актриса, она много снимается, ей 25 лет. Я ведь себе поставил планку 22 года, потому что дальше уже бесполезно, взрослый глаз у человека. И вдруг приходит Маша, выглядит абсолютно как ребёнок. Вообще не возникло никаких сомнений, что она может выглядеть старше своих партнёров.

И взрослый герой у нас практически один, это Палыч, воспитатель. Воплощение тех взрослых, которые не имеют контакта с детьми. Так очень часто бывает. В этой роли у нас Анатолий Горячев, потрясающий артист из «Мастерской Петра Фоменко». Я недавно ходил как раз на его моно-спектакль «Он был титулярный советник» и был просто поражён. Это такое мастерство, такая насыщенность, тончайшая актёрская работа. И ещё один взрослый эпизодический персонаж у нас – это мать Тони, это будет психологически очень сложная сцена. На эту роль утверждена Дарья Екамасова».



Дар главной героини

Виталий Сидоренко, продюсер: «То, что есть люди с такими экстрасенсорными способностями, которые мы не можем расшифровать, это факт. Но главное же в нашей истории не это. Главное – это тема самопожертвования, тема настоящего, искреннего отношения к человеку. А то, что героиня обладает этими способностями, создаёт некую возможность показать основную тему более убедительно и интересно».

Дмитрий Фёдоров, режиссёр: «Я в 80-е годы пересекался с экстрасенсами, с такими настоящими, а не теми, которых по телевизору показывают. Был, например, экстрасенс, который как на работу ходил в один научный институт, его изучали. И он лечил всю нашу семью. Поэтому я видел, что такое лечить руками бесконтактным способом. У моего деда было очень редкое заболевание крови, и он его лечил, снимал тяжёлые последствия этой болезни. Это дар.

Я не осуждаю эту силу в Тоне. Сама Тоня её осуждает по непониманию. А на самом деле это Божий дар у неё, который бы надо было развивать. Но её мать вдолбила ей, что это грех, что это печать сатаны. Если бы девочка училась его контролировать, использовать во благо, всё было бы по-другому. Но она не работает с ним, она его не контролирует, и пользуется им только когда действительно грозит какая-то опасность, или когда она очень чего-то захотела. Но в финале первый раз ей удаётся эту силу обуздать, чтобы при помощи неё спасти других. Она меняется, у неё идёт процесс, она постепенно смирилась, что эта сила в ней есть, и что её можно использовать во благо».

Писательница Тамара Крюкова, автор повести «Ведьма»

Автор 43 книг для детей и юношества, которые вышли в 16 российских издательствах. Среди них книги для малышей, повести-сказки для детей младшего школьного возраста, сборники стихов, фантастика и приключения для подростков, молодежные романы. Общий тираж книг превысил 1.5 млн. экземпляров.

По произведениям Тамары Крюковой кинокомпанией «Ракурс» были сняты два полнометражных художественных фильма: молодежная романтическая история «КостяНика. Время лета» по повести «Костя + Ника» и кинокомедия «Потапов, к доске!». Фильм «КостяНика. Время лета» завоевал многочисленные награды, в том числе Гран-при XIV Международного кинофестиваля «Артек», X Всероссийского фестиваля «Орленок», VI Международного детского фестиваля искусств «Кинотаврик», IV Международного фестиваля стран АТР «Pacific Meridian» и др.

Тамара Крюкова: «Главный кудесник кино не автор текста, не сценарист и даже не режиссёр. Настоящий волшебник – это продюсер. Именно он взмахом волшебной палочки может превратить тыкву в карету, Золушку в принцессу, а книгу в кино. Я рада, что мне посчастливилось встретить Виталия Игнатьевича Сидоренко. Этот удивительный человек, несмотря ни на что, продолжает снимать фильмы для детей и юношества. Он так болеет за каждый фильм, что можно сказать, это его дети.

Евгений Керов отлично переложил «Ведьму» на киношный язык. Сценарий отличается от оригинала, но это оправдано. Фильм должен быть зрелищным, отсюда возникли сцены, которых в книге нет. Кино требует красивой картинки – это вершина айсберга. А книга – это то, что кроется в глубине. Втиснуть в экранное время все, что происходит в книге, невозможно. Главное, чтобы удалось передать настроение. В этом отношении мне повезло с режиссером. Дмитрий Федоров человек талантливый. На стадии обсуждения сценария он прислушивается к моему мнению, а в дальнейшей работе я соблюдаю принцип: не мешай. Творческую личность нельзя толкать под локоть и докучать советами. С «КостяНикой» мой подход оказался оправданным. Дмитрий без моего вмешательства настолько тонко прочувствовал интонацию книги, что фактически говорил моим языком, превращая слова в образы. Надеюсь, что с «Ведьмой» будет то же самое. Кроме того, Дмитрий Федоров умеет собрать отличную команду. Это большая удача, что Андрей Дойников взялся за саундтрек для нового фильма и что оператором снова будет Иван Гудков, у которого удивительное видение кадра. Как сказал про его работу известный сценарист Валентин Азерников: «Я давно не видел, чтобы природа была в фильме равноценным действующим лицом». Надеюсь, новый фильм понравится зрителям так же, как и «КостяНика».

Иван Гудков, оператор: «Мне понравился сценарий, достаточно интересная история, её будет интересно снимать. Надеюсь, что у нас всё получится.

Снять мистический триллер так, как мы все себе его представляем, в нашей стране достаточно сложно. Поэтому мы идём по чуть-чуть другому пути. У нас всё равно это история человека, история Тони, её конфликт с обществом. Мы не показываем так конкретно, что вот у неё суперсила, и сейчас что-то разлетится на куски. Есть несколько сцен, демонстрирующих, что она обладает некой силой, той, которой не обладают другие дети. Но для меня это не главное. Кино не про это. Крутыми спецэффектами пусть удивляют другие фильмы, Голливуд и так далее. Мы нацелены на другое. Но тем не менее у нас есть эпизоды, где мы покажем, что она этой силой обладает».

Дмитрий Фёдоров, режиссёр: «Чувствую ли я аудиторию, для кого я снимаю кино? Я его всегда снимаю для себя. Мне кажется, что я не так далеко ушёл от них, я их так же чувствую, как своё поколение. Когда нам было по 16-17 лет, это время пришлось на перестройку, этот период освобождения, безудержной свободы, полное ощущение победы, что мы победили, совок рухнул и так далее. Я понимаю, что сейчас какой-то другой исторический этап, но всё равно этому возрасту свойственен бунт. И я понимаю, что для них надо делать так же, как я делал бы для себя шестнадцатилетнего. Ничего принципиально не меняется. Мы такие же подростки, как и они, а они такие же, как мы».


http://radio-dialog.ru/content/articles/index.php?ELEMENT_ID=5587