Тамара Крюкова -Фант-Азия-

       <<Вернуться к списку материалов

План-конспект урока по литературе (8 класс) по теме:
Урок внеклассного чтения для учащихся 8 класса по книге Т. Крюковой "КостяНика"

МБОУ Наро-Фоминская сош №5 с УИОП

Учитель русского языка и литературы

Карпова Л.В.

 

Тема. Урок внеклассного чтения по книге Т. Ш. Крюковой «Костя + Ника». «Костя + Ника» - история о человеческих взаимоотношениях.

Цель. Привлечение к чтению современной литературы; формирование коллективного читательского мнения; воспитание умения самостоятельно анализировать прочитанное, высказывать и защищать собственное мнение; воспитание неприятия подлости, равнодушия, воспитание толерантности, милосердия, бережного отношения к чувствам другого человека.

Оборудование: плакаты,ТСО, электронная презентация, видеоролик «Книги, помогающие жить»
http://www.gorlib.ru/elprez/ , отрывки из худ. фильма «КостяНика. Время лета».

Тип урока. Урок усвоения новых знаний, формирования навыков и умений с элементами практикума.

                       Ход урока

1.    Организационный этап.

2.    Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя

Как найти друзей? Что сделать для того, чтобы повстречать в жизни настоящую любовь? У кого больше шансов на успех? Десятки, сотни вопросов встают перед вами. Конечно, в произведениях классиков есть ответы на все те вопросы, которые связаны с нравственным выбором человека, поэтому творчество великих писателей всегда актуально. Однако нельзя не признать, что часто именно современные подростковые книги помогают вам найти выход из сложной ситуации, подсказывают, какие шаги сделать для того, чтобы разрешить конфликты с родителями, учителями, друзьями. И объяснить это просто: вам максимально близки образы, создаваемые авторами-современниками. Герои их книг живут в таких же условиях, ходят в такие же школы и гимназии, сталкиваются точно с такими же проблемами, как  и вы. Какие же это книги? (просмотр видеоролика «Книги, помогающие жить»

3.    Работа над темой урока

Вступительное слово  Презентация «Образ современного подростка в творчестве Т. Крюковой»

Слайд 1 Т. Крюкова родилась 14 октября 1953 года в городе Владикавказе. Серьезно работать на писательском поприще начала в Египте. Началом литературной карьеры считается 1 апреля. По произведениям Тамары Крюковой сняты два полнометражных художественных фильма: молодежная романтическая история по повести "Костя + Ника" и кинокомедия "Потапов, к доске!". Фильм «Костяника. Время лета» завоевал многочисленные награды.

Слайд 2 Ее книги переведены на иностранные языки. На Международном фестивале «БиблиОбраз» в программе «Открывая друг друга» Тамара Крюкова представляет Россию. В 2007 году Тамара Крюкова стала лауреатом IY всероссийского конкурса «Алые паруса». Книги Тамары Крюковой в состоянии реально помочь подросткам в решении их проблем.

 

Слайд 3 Чёрный альбатрос   Действие приключенческого романа «Черный альбатрос» захватывает с первых страниц. Герои книги попадают по воле бога времени Хроноса в таинственный мир Безвременья, где им суждено пройти нелегкий путь, прежде чем удастся понять, кто есть друг, а кто враг.

Слайд 4 Гений поневоле    Артем понял, что каждая незначительная мелочь – это и есть жизнь, без которой любые виртуальные приключения теряют свою притягательность. Пусть повседневность кажется скучной, но там живые люди, а не роботы.

Слайд 5 Хрустальный ключ    Герои приключенческой повести Петька и Даша, приехав на лето к бабушке в деревню, узнают, что Ведьмино болото в старину было целебным озером. Дети мечтают избавить заколдованный источник от чар, но для этого нужно совершить полное опасностей путешествие.

Слайд 6 Потапов, к доске!    Со времен «Электроника...» дети изменились. Сегодняшние десятилетние школьники мало походят на героев книги "Гостья из будущего", это поколение любит Пепси, Макдоналдс и Гарри Поттера, поэтому вдвойне интереснее поговорить с ними на другом языке. Книга наполнена воздухом, атмосферой современных компаний, улиц, школ.

Слайд 7 КостяНика    Кто не читал эту книгу, тот может подумать, что костяника - это ягода. Но Костя и Ника – это Ромео и Джульетта наших дней. Это история о благородстве и подлости, отзывчивости и равнодушии, но в первую очередь о любви. Зачастую причина замкнутости в нас самих. Эта книга – призыв изменить себя, а ещё она учит не бояться.… Не бояться своих чувств, не бояться быть непонятым, не бояться высказать свое мнение …

Доверяй, но проверяй.

Проверка домашнего задания в форме викторины

·       Какую музыку любил слушать Костя? (рок) А какие книги любил читать? (фэнтези).

·       Что такое «шваброфон»? Для чего он нужен? (Шваброй мама Кости стучала по потолку, чтобы он спустился с чердака).

·       Кто учил Костю правильно рвать грибы? Как это делается? (Лесная Ника. Гриб надо осторожно выкрутить, а это место присыпать землицей, чтоб грибница не сохла).

·       Какой гостинец принёс Костя Никандре из леса? (Боровик).

·       Кем мечтала стать Верка? (Фотомоделью).

·       О каком человеке-легенде, сумевшем после травмы позвоночника встать на ноги, рассказывает Костя Никандре? (О Валентине Дикуле).

·       Какое чудо сотворил Костя для Никандры, уезжая в город? (Развесил яблоки на берёзе).

·       «Для того, кто себя преодолел, любое чудо совершается.» Чьи это слова? (Лесной Ники).

 

4.    Поисково-анализирующая практическая работа ( в группах, по вариантам).

На какие смысловые части (эпизоды) можно разделить всю повесть? (Учитель записывает на доске, а учащиеся -  в тетрадях эпизоды повести в виде плана)

1.    Встреча с Никой в лесу, а потом с Никандрой на даче Какими предстают  эти девочки?

(Они  похожи как две капли воды, будто одно лицо, голос, имена и то одинаковые , но

Лесная Ника-бойкая хохотушка

Холодная «дворцовая» Никандра

Серые глаза, обсыпанный веснушками нос, вьющиеся волосы цвета майского мёда, вихрами торчащие в разные стороны…босиком и в пёстром жёлто-зелёном платьишке, неприметном в листве.

Не походила на его жеманных одноклассниц…

С ней было легко и просто

Говорила о повадках лесных зверей

Бесшабашность, озорство, прыгает по деревьям, стреляет из лука, оберегает природу

Речь насыщена просторечиями (нешто, завсегда, туточки, неможно, надобно, гостинец)  и афоризмами.

У Кости было такое чувство, что он знал её давным-давно

Даже вихры цвета майского мёда торчали так же

Улыбка с ямочкой на щеке.

В её голосе сквозила беспредельная обречённость

Она казалась слишком взрослой

Холодный жёсткий взгляд

Обескураживала внезапной сменой настроений

Любит классическую музыку, много читает

У неё прекрасная литературная речь

Она всегда была одна и считала, что любит одиночество

С людьми очень остро чувствовала свою неполноценность, предпочитая уединение

Упрямство, капризы

 

 

Приведите примеры афоризмов Ники. Как вы их понимаете? О чём они свидетельствуют?

Обида – худой товарищ

Но ведь ты сильнее, значит, должен уметь прощать.

Разве, сделав доброе дело, можно унизиться?

Вера на то и вера, что доказательств не требует.

От тебя не убудет, а ей в радость.

Для того, кто себя преодолел, любое чудо совершается.

 

2.    Вторая встреча Кости с Никандрой. (глава 5)

Ника остро чувствовала, что она – вечная одиночка, как зверь в клетке зоопарка, одинокий среди толпы. И так же, как на зверя, на неё с любопытством поглядывают через рейки забора. Они не принимают её в свою стаю. Нике страстно захотелось быть одной из них, ведь у неё никогда не было друзей,  и она знала о дружбе только из книг. Ника хотела поднять упавшую книгу, но потеряла равновесие и сама упала. До Кости вдруг дошёл смысл слов Костяники об умении прощать слабого, и все обиды на больную девочку показались постыдными. Ледяная стена неловкости растаяла между ними, и они не замечали, как бежит время.

3.    Сцена угощения (глава 6 от слов «Ника поставила на стол вазу с вафлями… стр. 91 до конца) Отношение Никандры к Полине как прислуге. Это Костя не понимал. «Ведь для тебя люди ничто! Их же купить можно на разменные монеты! Вот и покупай себе компаньонов! Разные мы, как с разных планет.Но слова Никандры «Лучше бы я умерла!» заставляют Костю по-другому посмотреть на неё. Он не мог бросить Никадру. Он нёс за неё ответственность.

4.    Отношения Никандры к Полине ( гл.7) Как и почему меняется отношение Никандры к Полине? ( Полина была так занята мыслями о собственном долготерпении и неблагодарности Никандры, что даже не заметила, как шелуха высокомерия слетела с девочки, обнажив её ранимую душу.

5.    Подвиги Кости.  Костя мечтал хоть раз в жизни стать свидетелем настоящего чуда. Но он сам творил чудеса. Какие же это были чудеса? ( повесил яблоки на берёзе, вывез Никандру на тачке в лес, вырезал стекло в окне, чтобы встретиться с Никандрой, не побоялся разговора с отцом девочки, спас её от инвалидности).

6.    Сцена попытки самоубийства Никандры. (гл. 16-17) от слов «Что держит её в этом мире» Кому она нужна? До конца 16 главы)

Кто виноват в том, что Ника решила уйти из жизни? Как вы относитесь к поступку девочки? Кто помог Косте почувствовать, что с Никандрой беда? (Верка сказала Никандре, что Костя никуда не уезжал, он просто не приходил к ней. Родители не взяли её с собой, потому что у них должны быть гости, а девочка в инвалидном кресле им мешала, Полина тоже ушла. Чувство одиночества и брошенности толкнуло Никадру к этому шагу. Она устала быть обузой для всех.  Помогла Косте лесная девочка, которая стиснула ягоды в кулике, и алая струйка потекла по её запястью. Внезапно Костю охватила смутная тревога, и он помчался к дачному посёлку.

7.    История с собакой Колобком ( гл. 18, 20 ) Почему Костя решил подарить Никандре собаку? ( Появление в доме весёлого существа с живыми глазами и неугомонным хвостом-пропеллером разметало все страхи, сделав попытку самоубийства до смешного незначительной и нелепой. С собакой ей будет не так одиноко).

8.    Отношение Никандры с родителями. Сцена исцеления. (гл. 22) Костя почувствовал, что должен её защитить, он не испытывал больше страха перед отцом Никандры: «Что вы о ней знаете? Посмотрите, какие она рисует картины. Чтобы вы на неё внимание обратили. А вы даже не замечаете. Вам наплевать, лишь бы всё было спокойненько и без проблем.» После этих слов Родион Викторович выгнал Костю. «Я не дам вам её убить»,- сказал Костя, резко развернулся и зашагал прочь. Ника крикнула, вскакивая с кресла. Все глядели на Нику, не в силах осознать произошедшего чуда. Этот чужой паренёк сумел сделать невозможное. Он спас её от главной беды – инвалидности.

Методические рекомендации: учащиеся класса объединяются в 8 групп, обсуждают ответы на вопросы и представляют связные высказывания методом «Спикер», выбирая одного ученика, представляющего высказывание.

Обобщающая беседа

Какие проблемы поднимает в своей повести Т. Ш. Крюкова?

·       -одиночества

·       -совести

·       -непонимания между детьми и родителями

·       -власти денег

·       -ответственности

·       -лжи

·       -дружбы

·       -первой любви

Методические рекомендации: продолжение работы в группах. Комментарий одной из проблем

5.    Подведение итогов урока.

Рефлексия с использованием приёма «Микрофон».

1.    Каково ваше отношение к героям повести «Костя+ Ника»?

2.    Готовы ли вы посоветовать прочитать повесть своим друзьям и знакомым?

Домашнее задание

Подготовить развёрнутый ответ на тему «В этом парне есть нечто настоящее»

Приложение

Плакаты

«Для того, кто себя преодолел, любое чудо свершается»

«Дружить – значит верить»

Азбука одиночества от А до Я:

Ад, Безысходность, Виновность-без-вины, Горечь, Двуличность, Жалость, Злоба, Инвалидное Кресло… и фальшь, кругом фальшь

!

 

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/07/04/urok-vneklassnogo-chteniya-dlya-uchashchikhsya-8-klassa-po