Тамара Крюкова -Фант-Азия-


       <<Вернуться к списку интервью

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
www.rus.lseptember.ru


   о её книгах
   хочется писать
   отзыв...
   
    Сочинение-отзыв о книгах Тамары Крюковой
   
   
   Впервы е о Тамаре Крюковой я узнала из газеты "Русский язык", прочитав статью Л.Тиминой ""Такой сказки я еще не читала!", или Размышления об уроках внеклассного чтения" (№ 19/1998). Речь шла о сказочной повести "Гордячка", которую я тут же стала искать и очень скоро нашла. И если вначале некоторые эпитеты в адрес книги могли показаться преувеличенными, - ну откуда взяться в наше время "добрым, мудрым сказкам", - то, прочитав книгу буквально за несколько часов, я мгновенно стала поклонницей таланта этой удивительной писательницы.
   С тех пор прошло пять лет, за это время я прочитала почти все произведения Т.Крюковой и с нетерпением жду появления новых.
   Мои ученики узнали новое писательское имя сначала на уроках русского языка: Т.Крюкова принимала участие в создании учебников курса "Русская филология", и ее стихи, рассказы и басни очень нравятся детям. Потом то один, то другой ребенок стал говорить, что читал "Гордячку", "Заклятие гномов", "Ловушку для героя"... И я предложила провести встречу с писательницей. Никто не верил, что это возможно. Но чудо произошло - во время Недели детской книги Т.Крюкова приехала к нам в школу.
   Живое общение с писательницей, игры, викторины, дарственные надписи на книгах - все это создало ту атмосферу, без которой уроки внеклассного чтения не были бы такими яркими. Класс на целый месяц (хорошо, что это было в мае) "заболел" Крюковой.
   У Т.Крюковой есть книги для разных возрастов. 3-5-м классам подойдут "Маг на два часа", "Чудеса не понарошку", цикл сказочных романов о королеве Злате... 6-7-классники с удовольствием читают крюковскую фантастику - "Ловушку для героя", "Гения поневоле". Старшеклассники в восторге от нового романа о любви "Костя + Ника". В общем, каждый находит свое. Мои ребята (если говорить о классе в целом) прочитали "всю Крюкову", без всяких возрастных ограничений. Но у каждого была своя любимая книга. О ней и было решено написать в сочинении- отзыве.
   Отзыв о прочитанной книге - первый шаг на пути к трудному жанру рецензии. Сколько мук изведает учитель, прежде чем научит детей писать мало-мальски приличные сочинения в этом жанре. А на самом деле ничего сверхъестественного в этом нет - нужно лишь предложить детям такую книгу, о которой им захочется рассказать. И, конечно, важен мотив. Для чего пишется отзыв? Для учителя, для отметки, просто потому, что нужно же что-то писать?
   В случае с современными авторами дело обстоит по-другому. Такой отзыв имеет реальный шанс дойти до писателя, помогает установить обратную связь. Но встает вопрос: где найти автора, книги которого дети читают с удовольствием и о котором им хотелось бы рассказать?
   Т.Крюкова, по словам детей, самый-самый лучший из современных авторов. Она пишет про наше время и про нас. О ее книгах хочется писать отзыв.
   Разумеется, и такому отзыву нужно учить, иначе все сочинение сведется к одной-единственной строчке: Мне эта книга очень понравилась...
   Можно предложить ученикам план написания отзыва из пособия Е.И. Никитиной "Русская речь. 5-7" (М., 1992. С. 159). С небольшими поправками. Табу, по моему мнению, нужно наложить на вопросы типа "Какова тема и основная мысль произведения? Чем обогатила вас книга? Над чем заставила задуматься?". Они из разряда формальных, искусственных, ничего не прибавляющих к живой детской мысли.
   В окончательном варианте план имеет такой вид:
   1. Как произошла твоя встреча с книгой (автором)? Расскажи об этом, если считаешь это интересным.
   2. О чем книга? Где и когда происходят изображенные в ней события? Перескажи сюжет так, чтобы было понятно тем, кто не читал произведения. Заинтригуй будущего читателя!
   3. Какие места в книге произвели на тебя наиболее сильное впечатление? Кто из героев особенно понравился? Почему?
   4. Обратил ли ты внимание на то, каким языком написана книга? Что показалось необычным? Запомнились ли какие- нибудь фразы, образы?
   5. Подумай, в какой форме ты будешь писать свой отзыв: письмо автору, письмо в издательство, статья в детский журнал или газету, в школьную стенгазету, эссе, сочинение-впечатление, "просто сочинение".
   Примечание для учителя: можно предложить и такую современную форму отзыва, как сообщение на сайт Т.Крюковой (он указан на всех книгах писательницы). Кстати, этой формой захотели воспользоваться многие ребята.
   6. Несколько советов: пиши просто, искренне, так, будто рассказываешь о книге близкому другу. Избегай таких слов и выражений, которыми пишут многие, то есть штампов (например: книга произвела на меня огромное (неизгладимое) впечатление).
   7. Если тебе не нравится этот план-помощник, придумай свой, пиши по- своему!
   После того как план был принят, приступили к написанию отзывов. Поскольку ребята прочитали "почти всю Крюкову", сочинения получились разные и о разных книгах. Я выбрала по одной работе о каждой. (Для того чтобы легче было ориентироваться, в заголовке указывается, о каком произведении идет речь.)
   Думаю, что эти сочинения можно прочитать в классах, где еще не знают о таком писателе. Их можно использовать в качестве обучающих, обсуждать содержание, композицию, стиль, язык и т.п. - короче, писать "отзыв об отзыве". Главным при этом будет вопрос: удалось ли автору заинтересовать своим отзывом будущих читателей?
   Хочется надеяться, что после такого заочного знакомства с творчеством умного, доброго, талантливого автора читателей у Т.Крюковой станет намного больше.
   
    Н.А.Борисенко,
    г. Королев
    "Русский язык" №№ 10-11, март 2004
   
   ПЯТИКЛАССНИКИ О КНИГАХ ТАМАРЫ КРЮКОВОЙ
   "Лунный рыцарь"
   Уважаемая Тамара Крюкова!
   Встреча с Вами взволновала меня: ведь впервые передо мной настоящий, живой автор. На этой встрече Вы читали такие интересные рассказы, что мне захотелось прочитать одну из Ваших книг. Выбор пал на "Лунного рыцаря".
   Книга просто необыкновенная! Едва только начинаешь читать первую главу, как остановиться уже не можешь и хочется узнать, что же будет дальше.
   Ваши книги легко читать. "Лунного рыцаря" я прочитала за семь дней, и мне тут же захотелось перечитать его еще несколько раз.
   Это книга сказочная. Само название - "Лунный рыцарь" - завораживает. Вот он появляется в полнолуние на своем призрачном коне. Он и сам как призрак. Но горе злым и жадным людям, которые встретятся с ним. Пощады им не будет.
   Как и в других Ваших книгах (а я еще читала "Гордячку"), в этой речь идет о добре и зле, о горе и счастье. И хотя вначале мне показалось, что "Лунный рыцарь" - книжка для более младшего возраста, оказалось, что я была не права. Это мудрая сказка для детей всех возрастов. Мне она настолько понравилась, что я решила прочитать все другие Ваши книги.
   С уважением, Ваша читательница ДЮКАРЕВА ЛЕНА
   
   "Гений поневоле"
   Когда я болела, мне подарили книгу Т.Крюковой "Гений поневоле". Эта книга скрасила мою скучную и унылую болезнь. Возможно, это повлияло и на мое отношение к ней. Позже, намного позже у нас в школе состоялась встреча с автором этой книги. Т.Крюкова читала нам свои веселые стихи и рассказы.
   Книга "Гений поневоле" вызвала у меня такой восторг, что мне даже немного стыдно в этом признаваться. В сюжете этой повести переплетаются разные "среды обитания" героев. Присутствуют и школьные проблемы, и семейные отношения, и фантастический компьютерный мир. Поэтому очень трудно ответить на вопрос, где развиваются события. Они происходят одновременно в двух мирах: реальном и виртуальном. Книга написана в фантастическом жанре.
   Героем ее является Артем Тарасов и его необычайный математический дар. Я не буду рассказывать, как Артем Тарасов оказался гением поневоле. Но, поверьте, это просто здорово!
   Мне кажется, что эта повесть "говорит" о том, что ничего на свете не происходит зря. И ее действительно стоит прочитать.
   КАЗАДАЕВА КАТЯ
   
   "Узник зеркала"
   Дорогой писатель Тамара Крюкова!
   Я познакомилась с Вами в нашей школе, когда Вы приезжали к нам. И я сразу поняла, что Вы замечательная писательница. Вы можете писать смешные стихи и рассказы, которые помещены в нашем учебнике русского языка, а можете - загадочно-фантастические истории, такие, например, как роман-сказка "Узник зеркала".
   В нем рассказывается о сыне королевы Златы - Глебе (о самой Злате я читала раньше). Он отправляется в дальнее и очень опасное путешествие вместе с девочкой-цыганкой Марикой. Его задача - спасти своего "брата" Гордея (на самом деле он подкидыш ведьмы) из заколдованного зеркала.
   Как и во всех сказках, эта история начинается в королевском замке в Средние века. Из героев мне особенно запомнилась Марика. Она притягивает тем, что у нее очень сильный характер, она очень храбрая и никогда не бросит друга в беде.
   Эта книга написана интересно и весело, но есть моменты, над которыми не посмеешься. А есть и такие страницы, которые похожи на стихотворение.
   Мне показалось необычным то, что ночью вода в голубом озере превращается в лунное серебро. Огромный золотистый лик луны, словно в зеркало, гляделся в озеро, и от этого по воде протянулась мерцающая дорожка, будто вышитая гладью по черному шелку. А потом лунная дорожка разбилась на мелкие блики, будто серебро рассыпалось на темной поверхности озера.
   Меня поразил язык, которым написан этот роман. У Вас такие необыкновенные сравнения.
    Ваша читательница СЕНАТОРОВА ЛИЗА
   
   "Чудеса не понарошку"
   Эта книга о мальчике, которого зовут Митя. Однажды он проснулся утром и подслушал, что у его мамы сегодня сумасшедший день. Он пытался ей всячески помогать, но как-то так получалось, что он ей только мешал. А тут еще Авося из Шутландии подарил ему приз - поездку в эту страну. И Митя решил ехать. За чудом для мамы.
   Теперь вы поняли, что все события этой книги происходят в Шутландии. Митя, конечно же, главный персонаж, но он здесь не один. Со своими друзьями Мефодием и Авосей он путешествует по Шутландии. Из героев мне больше всего понравился львенок Мефодий. Он такой забавный.
   Самые смешные главы - "Жадина-говядина" и "Коза-дереза". Смешные они потому, что одна корова (жадина-говядина) везде писала "мое, мой, моя". На траве у нее было написано "мое", на всех насекомых - "мой" или "моя". На доме - "мой". А у козы-дерезы, наоборот, не было ничего, и она говорила, что охраняет капусту, хотя давно уже съела ее.
   Иногда кажется, что в книгах Т.Крюковой так много приключений, выдумок и чудес, что обыкновенный человек столько придумать не может. Но ведь это Крюкова! И книга "Чудеса не понарошку" полностью оправдывает свое название.
   РУСИНОВИЧ КАТЯ
   
   "Маг на два часа"
   Однажды Митин папа, писатель, сказал: Сегодня я наконец прозрел. Я понял, что мой роман никуда не годится. Герои блеклые, бесцветные. Я не знаю, как заставить рукопись заиграть. Митя очень любил своего папу и очень хотел помочь ему, но не представлял, как рукопись может играть.
   Именно из-за этой роковой фразы Митя оказался в Игрландии. Вместе со своими друзьями: львенком Мефодием, магистром чароделия Авосей, крысой Биссектрисой, д'Оберманом, Буквоедом и другими - Митя путешествует по необычной стране.
   Мне понравились многие главы, но больше всего - "Дорога желаний" и "Чурнея и Чурменя". Особенно то место, где описывается одна дама странного вида. Платье у нее было расшито карточными крестушками и пиками. На голове красовалась остроконечная шляпа с широкими полями, где на тулье вместо ленточки дремал уж, завязанный причудливым узлом. Но и это еще не все. Две летучие мыши висели у дамы на ушах, подобно гигантским серьгам, а на вороте платья, как брошка, прицепился скорпион. Это Чурменя. Портрет ее настолько хорош, что хочется перечитывать это место снова и снова.
   Не хуже и ее сестра Чурнея. У нее платье пестрело бубнами и сердечками. Шляпа, будто ваза, налилась от фруктов. На ушах сережки из вишен, а на груди виноградная гирлянда. Я думаю, что именно так и надо описывать волшебниц!
   Мне очень понравилась эта книга. И я хотела бы прочитать другие книги Т.Крюковой.
   ГОРДОВАЯ АЛИНА
   
   
   ПИСЬМА НА САЙТ ТАМАРЫ КРЮКОВОЙ
   Имя: Диана Волкова.
   Комментарии: Мне очень нравится, что Вы пишете таким языком, который нравится и детям, и взрослым. Этот язык детский, а еще современный. Многие книги, написанные другими писателями, скучные только потому, что написаны занудным языком.
   Вам, наверное, будет смешно, но, сказать по правде, я долго пыталась найти недостатки в ваших книгах. И, знаете, так и не нашла. Я читала множество книг самых разных авторов, но Ваши могу поставить на первое место во всей современной литературе. Я не хочу обижать других писателей, но все-таки писать так, как пишете Вы, ни у кого не получается.
   Мне бы очень хотелось, чтобы Вы продолжали писать такие захватывающие и в то же время жалостные книги и чтобы Вы писали таким же языком, каким и сейчас.
   Имя: Катя Бычихина.
   Комментарии: Уважаемая Тамара Крюкова!
   Я недавно начала читать Вашу книгу "Чудеса не понарошку". В этой книге столько фантастики, что я даже удивилась, как много можно придумать! Да еще так интересно, что даже моя мама захотела прочитать эту книгу. Я уже полюбила Вашего львенка Мефодия, и Митю, и его маму, и многих других. Я книгу еще не дочитала, но уже знаю, что если начало интересное, то дальше будет еще интереснее.
   По-моему, весь наш класс читает Ваши книги.
   Имя: Яна Цыганкова.
   Комментарии: Я прочитала две Ваши замечательные повести: "Ровно в полночь по картонным часам" и "Дом вверх дном". Мне понравились Ваши герои Варя и Никита, которые побывали на острове Сахарин в Северном Ядовитом океане. О них написано удивительно смешно. И названия очень запоминающиеся. Кто бы мог подумать: остров СахаРин!
   Я хочу узнать продолжение этих приключений. Пожалуйста, напишите их. Я не буду читать другие книги, я вообще не очень люблю читать, но Ваши сказки - это совсем другое!!!