Тамара Крюкова -Фант-Азия-


       <<Вернуться к списку интервью

НАШ ОТВЕТ ГАРРИ ПОТТЕРУ
Александра КОРОЛЕВА

   Почему не читают наши дети?
   Чтобы обсудить эту тему, на днях в Москве, в Тургеневской библиотеке, собрались школьные учителя, библиотекари и дети, которые "не читают", а еще Тамара Крюкова, прихватившая с собой свою последнюю книжку "Хрустальный ключ". Собственно, разговор весь вечер крутился вокруг этой и многих других книг писательницы, и вот что мы узнали, оказавшись в столь просвещенной компании...
   
   Тамара пишет книги для детей на любой возраст - от 2 до 14. Больше того, ее книжки читают и взрослые, причем с огромным удовольствием. "Я пишу для детей так, чтобы взрослые, которые читают им книжку, тоже не соскучились, - говорит Тамара Крюкова. - Мои книги имеют "нижний" возраст, с которого их можно читать, но "верхнего" как бы не имеют".
   Получив в подарок "Хрустальный ключ", я тут же принялась читать, и была очень недовольна тем, что меня прервали, потому что началась презентация этой книги. Волшебный язык Крюковой так увлек, что невольно и сразу создал атмосферу тепла, уюта и ожидания каких-то невиданных чудес, - так бывает, когда в руки попадается хорошая книга. А между тем, те, кто познакомились с Крюковой гораздо раньше меня, уже начали делиться впечатлениями...
   Варвара Владимировна Алексеева, заведующая центральной детской библиотекой Зеленограда, сетовала:
   - К сожалению, в коллекторе, через который пополняется фонд нашей библиотеки, не всегда есть новые книги, выпускаемые нашими издательствами. Если посмотреть журнал "Книжное обозрение", то можно увидеть, что из 50-ти вышедших книг в рубрике "Детская литература" 20 - зарубежные ужастики, 20 - переиздание классики, и только среди 10-ти можно увидеть более или менее современные отечественные имена. А в самом последнем номере журнала присутствуют только 5 наименований детских книг. К счастью, книги Тамары Крюковой у нас есть, но только 53 (причем не все они из коллектора, а первые и вовсе подарены нам автором), и, практически, их не бывает на полках, дети записываются на эти книги в очередь. Благодаря Тамаре они, что называется, расчитались.
   Слушая Варвару Владимировну, я сделала вывод, что Тамара Крюкова владеет каким-то волшебным секретом, но, оказывается, эта мысль еще раньше пришла на ум вполне ответственным (в области образования) людям, и они пригласили Тамару поучаствовать в создании учебников. Тамара думала две недели (она всегда так делает) и согласилась. К тому моменту она уже сочинила несколько стихотворений, помогающих легко запомнить сложные правила. Стало быть, один из волшебных секретов писательницы означал: учение должно стать еще и занимательной игрой!
   Наталья Федоровна Ануфриева, преподаватель начальных классов экспериментальной московской школы, убеждена:
   - Не каждый писатель может создать учебник. Ведь очень важно научить детей читать. Обычно автор учебника сообщает, что написал его, скажем, по Паустовскому, по Сладкову... А Тамара писала тексты... под правила. И в результате все дети с охотой купили этот учебник, и читают его как художественную литературу. Вообще, должна сказать, что все книги Тамарины проникнуты добром, в первую очередь. В них заложена детская философия.
   Наталья Анатольевна Борисенко, преподаватель гимназии из города Королева, поделилась открытием:
   - Я хожу по библиотекам и пристаю к тамошним работникам с вопросом: что читают дети? Как читают? Кто их любимые авторы? И два дня назад я была в нашей Королевской детской библиотеке и попросила показать статистику. .. Ответ: "Нет у нас никакой статистики! Мы и без статистики знаем, что дети ничего не читают!"
   Конечно, 95 процентов детей читают то, что предписано школьной программой. 5 процентов - разные книги. Спрашиваю: "А Тамара Крюкова у вас есть?". "Да, конечно, 27 книг у нас есть". Представьте себе, ни одной не оказалось на полке! Выходит, ее книги опрокидывают всю статистику!
    Знаете, посредник между книгой и читателем - не только библиотека, но еще и учитель словесности. Вот у нас есть обязательное задание: написать отзыв о книге. Дети очень не любят этого делать, считают задание вымученным, потому что им нечего написать!.. А нам, учителям, нечего им предложить. Мы рекомендуем те книги, в которые сами были влюблены 20-30 лет назад-Анатолия Алексина, Юрия Яковлева... Но эти книги детей уже не волнуют. И вот однажды я предложила им: "А хотите познакомиться с живым автором?" Они: "Это невозможно". И все же к нам приехала Тамара Крюкова, и ей удалось увлечь весь класс. По внеклассному чтению каждый ребенок прочитал по 2-3 произведения. И вот сегодня я привезла в подарок писательнице детские отзывы на ее книги. Их поражает богатый язык, яркая лексика, сложный синтаксис. Дети впервые написали о языке книги! "...Есть такие страницы, которые похожи на стихотворение. Мне показалось необычным то, что ночью вода в голубом озере превращается в лунное серебро, огромный золотистый лик Луны, словно в зеркало, гляделся в озеро, и от этого по воде протянулись мерцающие дорожки, будто вышитые гладью по черному шелку. А потом лунная дорожка разбилась на мелкие блики (до этого дети слова такого не слышали - "блики", - замечает, читая отзыв, Наталья Анатольевна), будто серебро рассыпалось на темной поверхности озера. Я была поражена языком, на котором написан этот роман".
   Слушая выступавших и листая книгу, я разгадала еще одно волшебство Тамары Крюковой: она сама очень много знает сказок, мифов, легенд и сказаний, былин и апокрифов, и это знание помогает ей возрождать язык. Современный ребенок, уши которого замусорены уличным сленгом, обедненным (а подчас и малограмотным) языком радио- и телеведущих, благодаря Тамаре Крюковой теперь может почувствовать слово, "подержать" его в руке.
   А как же наша гениальная классика, хотя бы Тургенев?.. - возразит мне какой-нибудь ретроград. А я ему отвечу, что еще не все сказала. Например, когда мы с Тамарой Крюковой учились в школе, "разбором героев" на уроках литературы, навязанными нам клише отношения к ним, можно было подчас воспитать отвращение к чтению классики. И вот наконец именно от учителей я услышала:
   - Мы неправильно поступаем, навязывая детям свое мнение о героях и книге, - говорила преподаватель из города Королева. - У детей свой жизненный опыт, они из разных семей, с неодинаковым социальным статусом. В книгах же Крюковой есть много моментов, которые могут взять на вооружение и родители, и учителя.
   Кстати, и сами дети подсказывают. Отзыв одной своей воспитанницы о книге - как можно решать проблемы, которые ставит перед учащимися жизнь, - зачитала Антонина Павловна Кураева, из московской школы-интерната номер 17 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: "Книга "Костя плюс Ника" (роман о первой любви - А. К.) сразу захватывает. Хочется сказать большое спасибо автору, Вы тонкий психолог, помогающий нащупать тоненькую нить взаимоотношений между ровесниками и их родителями, и это самое главное. Книга заставила меня взглянуть на себя со стороны, изменить свои взгляды по отношению к родителям. Стараешься понять их, быть терпимой, даже если они меня раздражают, не капризничать по пустякам. Понимаю, что маме не легко содержать меня одной. После знакомства с этой книгой на многие вещи я стала смотреть иначе. Имея большой жизненный опыт, родители стараются оградить нас от бед, тем самым создавая вокруг нас особый тепличный климат. А нужен ли он нам? Ведь каждый должен пройти свой путь, найти своих друзей. Этот путь не всегда бывает легким. Я рада, что Костя не отступил от своего решения, помог Нике поверить в себя, в свои силы, заставил работать над собой. А любовь сделала это возможным, исцелила ее. Верю, что и мне встретится мой рыцарь".
   Максим Румянцев, когда писал отзыв, был еще 8-классником. "Все меня считают трудным, многие не понимают, даже с мамой мы не всегда понимаем друг друга. В душе я, конечно, переживаю. Хочу быть ближе с родителями и с ребятами, но как-то не получается. Мне уже 15 лет, хочется иметь настоящего искреннего друга, которому можно довериться. А еще лучше, если бы этим другом была девушка. Книга "Костя плюс Ника" дала мне уверенность в моих надеждах, думаю, и я смогу перешагнуть через барьер одиночества, как это смогла сделать Ника. Книга учит терпимости. Учит слышать и слушать друг друга".
   А вот московская детская театральная студия "Сияние" сама, без посторонней помощи, открыла для себя книгу "Костя плюс Ника"... и сделала спектакль. Анатолий Смирнов, ее студиец первого выпуска (теперь он учится в Шепкинском училище, на курсе Юрия Мефодьевича Соломина), поделился своими мыслями о книге Т. Крюковой:
   - Что можно ставить с детьми в театре? Как поднять сверстников из той этической ямы, в которой они оказались? Ни один из современных детских писателей, к сожалению, не руководствуется тем, чем живет сегодня ребенок. Автор городит то, что сам считает нужным. И когда дети приходят в театр, получается, что им на уши начинают вешать очень жесткую идеологию их родителей. У Тамары Крюковой этого напрочь нет. И вот тут-то и происходит чудо. Ребенок сам с собой начинает производить внутреннюю этическую работу, задавать самому себе важные вопросы о жизни и самостоятельно искать на них ответы. Когда мы адаптировали материал к сцене, то поняли: вот что может спасти детский театр сейчас! Мы должны делать из детей людей.
   Не всякий драматургический материал может восприниматься ребенком для постановки. Надо же верить тому, что написано. Ведь, если тебе 12 лет, ты актер и тебя заставляют делать то, что ты никогда не делал и не понимаешь, как это делается, то ничего не получится. А здесь, в "Косте плюс Нике", дети начали играть самих себя. В предполагаемых обстоятельствах они были такими же, как в жизни. Им буквально ничего не надо было играть специально. Они были сами собой. И появился новый театр. На этих спектаклях происходит трансформация даже взрослых людей. Они плачут, спектакль вызывает в них давно забытые ассоциации, они не расходятся после спектакля.
   Наконец, слово взяла Тамара Крюкова и спросила у нас:
    - Вы видели когда-нибудь ребенка, который не читал бы "Волшебника изумрудного города" Волкова? Или "Приключения Незнайки" Николая Носова? Когда говорят, что дети ничего не читают, это значит, что просто им пытаются навязать ту литературу, которую они читать не хотят. Откройте "38 попугаев" Григория Остера, я уверена, что пока ребенок не дочитает эту книжку до конца, он ее не закроет. Потому что она блистательно написана. Нет проблемы не читающих детей. Есть острая проблема дефицита хороших книжек.
   Очень часто в детскую литературу идут авторы, которые не умеют писать взрослую литературу. Я считаю, что детский автор должен уметь писать для взрослых. "Золотой ключик" блистательная книжка, а у Алексея Толстого не могло быть иначе...
   Встречу завершила реплика с места: "Тамара Крюкова-самый воруемый автор". Библиотекари знают, что говорят.
   Знаток мировой мифологии, поклонница лучших отечественных писателей, когда-либо сочинявших для детей, сделала, по моей просьбе, надпись в моем личном экземпляре: "Александра, пусть чудеса в Вашей жизни не кончаются". А я, в свою очередь, желаю того же самого всем читателям нашей газеты и отправляюсь в книжный магазин за "Лунным рыцарем", "Заклятием гномов" и другими блестящими книжками Тамары Крюковой.
   


    Александра КОРОЛЕВА
    "Наша губерния", № 10, 12 марта 2004