Тамара Крюкова -Фант-Азия-

       <<Вернуться к списку материалов


Ягодное место
"КостяНика. Пора лета" – редкий образец светлого кино


Можно, будучи учителем, призывать отрока жить по законам доброты. Можно, будучи родителем, читать нотации своему чаду и внушать ему, что надо проявлять душевное сочувствие и оказывать помощь человеку, попавшему в беду. Можно, будучи милиционером, стращать и грозить наказанием за неправильное поведение. А можно снять фильм для подростков (да и для взрослой аудитории также, поскольку всякое настоящее произведение искусства по определению и в принципе не имеет жёстких ограничений по возрасту). Что и сделала кинокомпания «Ракурс» с помощью сценариста Льва Дельцова, режиссёра Дмитрия Фёдорова, композитора Андрея Дойникова. «КостяНика. Пора лета» получился лентой светлой, добродеятельной, побуждающей душу зрителя к самым искренним, возвышенным порывам.

Стоит ли говорить, что предшествовала ему большая работа и прежде всего долгие и кропотливые поиски подходящего «исходного материала», который обнаружился в повести писательницы Тамары Крюковой. А затем генеральный продюсер «Ракурса» Виталий Сидоренко пустился в довольно рискованное плавание. Судите сами, на обе главные роли, складывающиеся в названии картины в симпатичное «ягодное» слово, были приглашены студенты: на роль Кости – Иван Вакуленко из Щепкинского училища, на роль Ники – Ольга Старченкова с театрального факультета РГГУ.

Фильм рассказывает о непростых отношениях дочери известного художника, девушки-калеки, проводящей жизнь с книгой в инвалидной коляске, и обыкновенного парня, простоватого и честного по своей натуре. У обоих молодых актёров сложные, многомерные «параболы» характеров. Ника – интересная, эрудированная, симпатичная, созревшая для любви и физически и духовно, но отдающая себе трезвый отчёт в том, что у неё этого не будет никогда… Но этого не может и не хочет понять Костя.

На премьерном показе «КостяНики…» в Центральном Доме литераторов зал, битком набитый молодыми зрителями, рукоплескал создателям фильма и с энтузиазмом скандировал «Молодцы!». Дело здесь не только в самом качестве работы, хотя она исполнена с редкой по нынешним временам добросовестностью, но в том, что несёт кинолента молодёжи, какие зрительские «струны» она задевает.

Нет, не зачерствела наша молодёжь, если её так тронуло естественное сострадание обычного, слегка грубоватого и простодушного пацана, к девушке-инвалиду. Сострадание без слюнявой жалости, без снисхождения, которое она сразу же отвергла. А укрепление её характера, внушение веры в выздоровление стало для героя подлинным делом собственной жизни. При этом Костя, похоже, даже не замечает, что он сам поднимается на новую духовную высоту. А Ника из «хрустальной королевы», глубоко несчастной, всё отвергающей и отверженной, постепенно превращается в совершенно нормальную, что называется, «свою» девчонку. И как целомудренны их отношения. Надо же, нет в картине никакого секса, а молодым зрителям – которых, как кажется сегодня некоторым нашим режиссёрам, если что и привлекает в кино, то кровь да секс – ничего подобного, оказывается, и не нужно. Милосердие, честность, искренность отношений, вера – вот движители сюжета этой картины и одновременно её «приводные ремни», приводящие в движение умы и сердца молодых зрителей. И это представляется самым значимым результатом работы киногруппы.

Даже явная затянутость сюжета в его финальной части, где режиссёр, на наш взгляд, сбился «с высшей математики на арифметику», не может испортить общего впечатления от ленты, ибо названные выше её достоинства намного значимее.

Некоторое время назад картина пошла по экранам страны, и что же вы думаете, хоть один телевизионный канал, хоть одна радиостанция обмолвились об этом столь редком событии – рождении светлого нравственного отечественного фильма для детей и молодёжи? Нисколько! Правда, в это же время активно рекламировали пару фильмов для детей американского производства. Всё, как прежде, – где надо и не надо произносятся высокопарные словеса о необходимости воспитания молодых россиян на ценностях отечественной культуры, а на деле в средствах массовой информации правит чистоган.

Владимир ПОРТНОВ

P.S. На прошлой неделе пришла добрая весть из «Артека». На проходящем здесь, уже не в первый раз, одноимённом детском кинофестивале «КостяНика. Пора лета» была удостоена сразу трёх главных призов: Гран-при и наград за лучшие актёрские работы.

Кадр из фильма Костяника