Тамара Крюкова -Фант-Азия-


<< Вернуться к списку изобретений

Это интересно



САНКИ САНКИ

   Интересно, какое самое древнее изобретение человечества? Быть может, колесо? А вот некоторые учёные считают, что самое первое изобретение - это санки. И действительно, устройство саней проще колеса. Достаточно привязать два передних конца жердей к какому-нибудь тягловому животному - и сани- волокуши готовы.
   Под полозьями слой снега или льда подтаивает от трения, в результате чего и возникает эффект скольжения. Наши предки оценили удобство саней и использовали их в самых разных целях.
   За прошедшие тысячелетия было изобретено множество видов саней. Например, нарты - это сани с полозьями, а тобоган - без полозьев. Существовали даже жилища на нартах - "нартяной чум". Лёгкий каркас устанавливали на полозья и обтягивали шкурами и парусиной. В таких подвижных жилищах имелись и окна, и дверь, а внутри их грела печка.
   У китайского императора были закрытые сани, причём такие вместительные, что их приходилось тащить восьми слу- гам.
   Конечно, сани - это и любимое средство развлечения детей и взрослых. Ещё в XVIII веке пользовались популярностью сани с парусом - на них совершали прогулки по ледяным озёрам.
   Россия, как известно, страна снежная, так что в допетровские времена сани были наиболее распространённым средством передвижения даже в летнее время. Например, в болотистых и лесистых местах Архангельской, Вологодской и Костромской губерний сани употреблялись летом до начала XX века.
   В Древней Руси езда на санях считалась более почётной, чем на колёсах, поэтому духовенство в торжественных случаях выезжало именно на санях. В то время сани внешне были похожи на лодку с загнутыми спереди и сзади краями. В такие сани запрягали одну лошадь, на которую садился кучер. Сани знатных людей отличались богатым убранством, а царские сани стоили 200-300 рублей (огромная по тем временам сумма).
   Женские сани отличались от мужских тем, что были более широкими и снабжались жердями, на которые навешивалось сукно. Таким образом, сани закрывались и с боков и сверху. Во время свадьбы невесте предлагались самые нарядные сани, покрытые атласом, бархатом и роскошными коврами.
   Также сани использовались и при похоронах. Первое летописное упоминание об этом находим в описании похорон Владимира Святославовича около 1015 года. Тело покойника везли на санях в церковь, а потом ставили в ней на сани. Сани использовались при похоронах не только славянскими народами, но и финнами, и западными европейцами. А в Древнем Египте в них перевозили мумии, причём в стоячем положении.
   В 1908 году русский инженер А. С. Кузин придумал первую конструкцию саней с механическим двигателем. На его модели был установлен авиационный двигатель, и она разгонялась до 70 км в час. С тех пор многие известные учёные и конструкторы разработали множество конструкций аэросаней.
   А. Н. Туполев прославился не только как создатель пассажирских самолётов ТУ, но и как автор первых саней-амфибий. Эти сани были рассчитаны на 6 человек, и в них можно ездить по тонкому льду. Даже если лёд проломится, сани не утонут, а останутся на плаву.
   Любые сани состоят из двух основных частей: жёстко соединённых между собой полозьев и сиденья. Но недавно появились сани не с жёстким, а с упругим соединением. Если на таких санях привстать, то они подпрыгнут, что не только добавляет острых и весёлых ощущений, но и удобства при езде.
   В Германии популярны санки "юмбо". Они сделаны из лёгкого синтетического материала, который нужно надувать. Такие санки устойчивы и скользят по любому снегу. Помимо этого, эти санки смягчают удары при столкновении, а в сложенном виде, даже вместе с насосом, их можно переносить в небольшой сумке.
   А ещё есть санки с сиденьем, тормозом, рулём, тремя полозьями, и даже санки на роликах. Когда нет снега, переднюю часть санок приподнимают на веревке, и они катятся на колесиках.
   Сейчас сани широко применяются в сельской местности тех стран, где зима неясная. Популярен и санный спорт. Ну и конечно же, на них с превеликим удовольствием в зимнюю пору катается детвора.