Тамара Крюкова -Фант-Азия-


<< Вернуться к списку изобретений

Это интересно



ОБУВЬ ОБУВЬ
   Однажды американский историк Эрик Тринакус задался вопросом: когда люди изобрели обувь? Образцов древнейшей обуви не сохранилось, зато сохранились скелеты живших тогда людей. Эрик Тринакус проанализировал их строение и обратил внимание на то, что мизинец человека со временем становился всё слабее, а потом у наших предков и вовсе начала изменяться форма стопы. Такая деформация могла произойти только из-за постоянного ношения обуви. Из этого учёный сделал вывод, что обувь появилась в период между средним и поздним палеолитом, то есть 26-30 тысяч лет назад. По мнению Эрика Тринакуса и других исследователей, первые ботинки представляли собой что-то вроде портянок из медвежьих шкур, утеплённых изнутри сухой травой.
   Известно также, что в Древнем Египте носили сандалии из пальмовых листьев или папируса. На ногах они удерживались посредством кожаных ремешков, которые украшали изысканными рисунками и драгоценными камнями. Но носить обувь в то время имела право только элита. Что же касается простого люда и воинов, то они ходили босиком.
   Изображения башмаков с высоко загнутыми носками были найдены на каменных стелах хурритско-хеттской культуры III-II тысячелетий до н. э. Такую модель шили из одного куска кожи. Впоследствии ношение богато украшенных сапог с причудливой формой носка становится привилегией господствующего класса.
   К сожалению, до наших дней не дожила сама обувь наших предков, но зато сохранились древние кувшины и кубки, выполненные в форме обуви, удивительно схожие с моделями современной. Это, например, "сапожки", обнаруженные на осушенной территории озера Севан в Лчашенских грунтовых погребениях, относящихся к концу первой половины II тысячелетия до н. э. Другой сосуд в виде ботинка типа мокасин со слегка приподнятой носочной частью датируется ХП-Х вв. до н. э.
   Народности, населяющие территорию Армянского нагорья, еще во II тысячелетии до н. э. в совершенстве владели сапожным ремеслом. Воины их "камнеходных" полков были обуты в сапоги с высокими, туго прилегающими голенищами на подошве с шипами. Впоследствии обувь на такой подошве получила широкое распространение у населения других горных районов.
   А в IX в. до н. э. на территории Армянского нагорья образовалось могущественное государство Урарту. Урартские сапожники стремились сделать обувь не только изящной, но и удобной. На глиняных кубках-сапожках VIII-VII вв. до н. э. видны детали сапога: отрезные носки, перед и задник, узорные строчки и шнуровка. Греческий военачальник и историк V века до н. э. Ксенофонт пишет, что из целого куска шкуры быка, буйвола, козла или свиньи обитатели Армянского нагорья шили мягкие туфли-трэхи, которые с помощью ремней стягивались вокруг ноги. Такие же туфли известны и среди славянских народов.
   С давних пор народы Закавказья почитали обувь как священную вещь. Согласно древним народным сказаниям, "нога и обувь" придавали человеку силу, быстроту и ловкость. Поэтому в форме ноги или сапога делали сосуды, украшения, подвески, подставки для светильников. Этим предметам поклонялись. В погребениях П тысячелетия до н. э. среди прочего инвентаря археологи нашли скульптурные изображения человеческой ноги как в обуви, так и без неё. Известно, что обувь была символом могущества, верховной власти. Обычно на красочных миниатюрах армянских рукописей царь и члены его семьи изображались в красной обуви. Только царь мог преподнести своему приближенному в качестве высшей награды и милостиво разрешить носить какую-либо часть своего царского одеяния (сапоги и пр.).
   В трудах армянского историка Мовсеса Хоренаци (V в. н. э.) имеется такая запись: "Арташес I (189-160 гг. до н. э.), получив царскую власть, жалует также Аргаму, мужу храброму и знаменитому, обе- щанное второе место, также венец, усыпанный яхонтами, пару серёг для ушей, красную обувь для одной ноги, право есть золотой ложкой и вилкой и пить из золотых чаш. Такие же милости он оказывает и кормильцу своему Сумбату, кроме пары серег и красной обуви".
   В последующие столетия в сапожном ремесле произошло разделение труда с учётом видов обуви. Одни мастера специализировались на пошиве только мужской обуви, другие - женской, одни шили сапоги, другие - башмаки или туфли.
   В начале XX века русских башмачников звали не иначе, как "волчками". Дело в том, что они работали в малюсеньких мастерских, в стороне от людей, и выглядели, как одинокие волки. В Москве больше всего таких "волчков" было в Марьиной Роще.
   В XX веке обувь все точнее стала повторять очертания стопы, а дизайнеры начали экспериментировать с более дешёвыми материалами, чем кожа. Нынче обувь шьют и из войлока, и из парусины, и из резины. Помимо крупных механизированных обувных фабрик, действуют небольшие цеха и участки для пошива высококачественной обуви ручного производства.