Тамара Крюкова -Фант-Азия-


<< Вернуться к списку изобретений

Это интересно



КРЕСТОВАЯ ОТВЁРТКА КРЕСТОВАЯ ОТВЁРТКА
   Наряду с классической отвёрткой с плоским жалом мы часто пользуемся крестовой отвёрткой, но появилась она относительно недавно. Первые отвёртки с плоским жалом были изобретены ещё в XVI веке. Шли годы, а эти отвёртки практически не изменялись, хотя вызывали множество нареканий. Стремительно развивалась автомобильная промышленность, а винты закручивали по старинке. Жало отвёрток не центрировалось, подогнанные под них шуруповёрты соскальзывали и оставляли царапины на лакированной поверхности автомобилей. Шурупы и винты часто перетягивали, в результате чего головка сворачивалась, а крепёжные детали повреждались. Классические отвёртки в течение долгого времени оставались неизменными прежде всего из-за дешевизны их изготовления.
   Однако развитие техники требовало новых подходов, и поэтому в 1933 году американский изобретатель Джон Томпсон запатентовал отвёртку с крестообразным жалом и винт с подходящей головкой. Но как ни странно, убедить потенциальных покупателей в полезности такой новинки ему не удалось.
   Самым расторопным оказался инженер Генри Филипс. Он понял, какой огромный потенциал несёт изобретение Томпсона, и в 1934 году выкупил права на его патент. Конечно, Филипс рисковал. Он вложил деньги в новую компанию Philips Screw Company и ещё два года потратил на усовершенствование технологии массового производства отвёрток и винтов. Наконец Филипс представил новые крестовые винты. Они центрировали шуроповёрт и не допускали перетягивания - при слишком сильном нажатии жало инструмента просто соскальзывало.
   Филипс немало сил потратил на "раскручивание" новинки, но объёмы продаж росли крайне медленно. Наконец его упорство было вознаграждено - крестовыми отвёртками заинтересовался Юджин Кларк, президент American Screw Company, крупнейшей в Штатах компании по производству металлических изделий. Однако инженеры компании скептически отнеслись к новому изобретению, утверждая, что ничего хорошего эта затея не принесёт. Тогда Кларк пригрозил уволить каждого, кто скажет, что невозможно осуществить производство и внедрение в жизнь новой отвёртки. После такой угрозы недовольных не осталось. Ещё полмиллиона долларов было вложено в организацию производства, после чего начался массовый выпуск крестовых отвёрток и винтов.
   Первой рискнула использовать новые винты компания GM. В 1937 году ими свинчивали машины "кадиллак". Результаты были столь восхитительными, что уже в 1940 году все американские производители автомобилей перешли на использование крестовых винтов и отвёрток. Во время Второй мировой войны эту технологию начали применять и производители военной техники.
   В последующие годы было придумано немало разных типов винтов (и под многогранники и под звёздочки), но всё же крестовые винты и шурупы остаются самыми популярными. Наградой же Генри Филипсу, который был первым изобретателем "крестовой" технологии, служит то, что в англоязычных странах такие отвёртки и винты называются по его имени - Philips.