Тамара Крюкова -Фант-Азия-


<< Вернуться к списку изобретений

Это интересно



ЗВУКОВОСПРОИЗВОДЯЩАЯ АППАРАТУРА
    ЗВУКОВОСПРОИЗВОДЯЩАЯ АППАРАТУРА

   Не каждый человек умеет играть на музыкальных инструментах, а тем более сочинять музыку, но тем не менее людям издревле хотелось слушать музыкальные произведения. Недаром некоторые считают музыку высшим из искусств, а переводится слово "музыка" с греческого как "искусство муз".
   Для жаждущих музыки в начале XVIII века в Италии был изобретён новый инструмент. Чтобы услышать популярную тогда мелодию "Прелестная Катрин", достаточно было покрутить ручку деревянного ящика. По-французски мелодия называлась "Шарман Катрин". Отсюда пошло русское название инструмента - шарманка (в Польше его называли катаринкой, а на Украине - катеринкой). Главным недостатком шарманки было то, что она воспроизводила только одну мелодию.
   В 1807 году английскому физику Томасу Юнгу удалось запечатлеть на закопчённой бумаге след звучащего камертона. В середине XIX века публике был представлен аппарат "звукоавтограф", который мог записывать звуки на чувствительном слое вращаемого валика.
   А в 1877 году знаменитый американский изобретатель Томас Эдисон придумал прибор, названный им "фонографом". Создание фонографа оказалось чистой случайностью. Эдисон работал над совершенствованием телефона. Решив немного расслабиться, он запел над диафрагмой телефона (это тоненькая стальная пластинка). К диафрагме была припаяна игла, которая из-за дрожания пластинки уколола Эдисону палец. Тогда изобретатель задумался: а что, если попробовать записать колебания иглы, а потом провести иглой по такой записи. Вдруг пластинка начнёт воспроизводить записанные звуки? Последующие опыты принесли Эдисону удачу. Так из-за случайного укола пальца был изобретён фонограф.
   Правда, за год до Эдисона схожий принцип записи и воспроизведения звука открыл французский поэт и учёный Шарль Кро. Конверт с описанием своего изобретения он отправил во Французскую академию наук. Там он и лежал, нераспечатанный, в то время, когда Эдисон уже оформил патентную заявку на фонограф.
   В декабре 1877 года на железнодорожной линии, ведущей в Менле-Парк, где жил и работал Томас Эдисон, были пущены дополнительные поезда, чтобы все желающие могли приехать и посмотреть на диковинный аппарат Эдисона. Изобретатель декламировал стихотворение, а через минуту фонограф его голосом повторял тот же стих. Спустя некоторое время фонограф начали показывать в цирках как "необъяснимую загадку природы".
   Что же представлял собой фонограф? Прежде всего в нём был толстый цилиндр с ручкой, известный как "валик фонографа". Его оборачивали фольгой или бумагой, покрытой воском. Человек говорил или пел, а валик вращали. Прикреплённая к мембране игла процарапывала на нём бороздку. Для того чтобы воспроизвести запись, иглу переставляли к началу бороздки и снова крутили ручку.
   Через 11 лет после создания фонографа немецкий изобретатель Эмиль Берлинер, работавший в Америке, предложил записывать звук на цинковый диск, покрытый тонким слоем воска, а затем с него делать копии-пластинки. Для прослушивания таких пластинок Берлинером был изобретён прибор, названный им "граммофоном". Игла с мембраной двигалась от центра диска к краю, а сам диск приходилось вращать вручную. Граммофон стоил очень дорого, но всё же пользовался значительным успехом, ведь с его помощью можно было делать любое число копий пластинок с оригинала записи.
   Граммофоны выпускались самых различных форм: в виде этажерок, шкафчиков, кувшинов, ваз, бочек, сундуков и т. д. Выпускали также триплофоны - с тремя рупорами, тремя мембранами и тремя дисками. Но звучание всех этих приборов оставляло желать лучшего. Граммофон постоянно совершенствовали. За короткое время было представлено более 500 его модификаций. Теперь иглы перемещались от края к центру, изготавливали их и из алмазов, и из бамбука.
   В 1907 году французская фирма братьев Пате открыла в Москве фабрику, выпускавшую патефоны. Это были совершенно необычные по конструкции аппараты: мембрана в них располагалась не вертикально, а горизонтально по отношению к диску, размеры которого были воистину гигантскими - полметра в диаметре. Вскоре от этих аппаратов осталось одно название. Громоздкие махины заменили небольшие квадратные ящики, а затем - компактные чемоданы, частью которых являлся широкий раструб - рупор.
   Современная звуковоспроизводящая аппаратура включает в себя различные акустические системы и системы обработки звука. Хороший музыкальный центр может воспроизводить и CD, и DVD диски, а также файлы в формате МРЗ. Музыки сейчас очень много. Главное - не ошибиться и слушать произведения, которые не постыдились бы исполнять и древнегреческие музы.